Вчера журналисты информационного агентства EuroMedia 24 прогнозировали, как Пётр Порошенко может компенсировать отрыв Владимира Зеленского за оставшиеся 3 недели до второго тура президентских выборов. Тем временем мы пообщались с одним из украинских политтехнологов, работающих в текущей избирательной кампании. В разговоре с журналистами информационного агентства EuroMedia 24 он отчасти подтвердил наши предположения, а также рассказал, о том, на что ещё планирует делать ставку команда Порошенко.
Одним из главных козырей Петра Порошенко считаются телевизионные дебаты между кандидатами на президентский пост. Действующий глава государства опытный участник дискуссий, опытный оратор и в принципе опытный политик. Ему доводилось выступать и с трибуны революционного Евромайдана, и перед европейскими политиками, и перед военнослужащими на Донбассе. У Владимира Зеленского опыт выступления перед разными – изредка не «тёплыми» аудиториями – тоже велик, но опыт этот, конечно, иного рода – концертно-театрального. У Порошенко есть тезисы и аргументы по наиболее важным для украинцев вопросам. Они проговорены в прямом смысле тысячи раз. И это системный взгляд на украинское настоящее и будущее. Есть ли такое виденье у Зеленского? По этому поводу существует, мягко говоря, сомнение. В любом случае украинцы за всё время избирательной кампании так и не имели возможности об этом виденье узнать: Зеленский избегал не только дебатов, но и даже интервью - тем более в прямом эфире и не «дружественным» СМИ.
Однако команде Порошенко не стоит возлагать большие надежды непосредственно на теледебаты, ожидая, что успех в этом мероприятии поможет «откусить» у конкурента только пару процентов. Дело в том, что электорат Владимира Зеленского в основном сформировался из бывшего электората Партии регионов и Виктора Януковича (молодёжь молодёжью, но достаточно посмотреть на географию наибольшей поддержки). У этих избирателей кандидат, проигрывающий в дискуссии, «плавающий» в государственных вопросах, использующий «общие» фразы – норма, не вызывающая отторжения.
Так что глобальной задачи по сокращению разрыва в почти 15% успех в дебатах не решит.
Впрочем, возможности для роста рейтинга Порошенко есть. Второй тур как «решающая битва» привлекает больше избирателей, чем первый. Это значит, что 21 апреля на участках появятся ещё 13-15% помимо 67%, проголосовавших в первом туре. Симпатии «нового» электората и граждан, «потерявших» своих кандидатов после первого тура, могут дать Владимиру Зеленскому возможность для разгромной победы или Петру Порошенко – возможность для «реванша».
Ещё один «резерв» – возможная поддержка со стороны миллиардера Рината Ахметова. До первого тура олигарх занимался «домашними» делами, интересами своей финансово-промышленной группы. Принадлежащий ему – один из популярнейших в стране – телеканал «Украина» информационно поддерживал Александра Вилкула («Оппозиционный блок»), Олега Ляшко («Радикальная партия») и, почему-то, Сергея Таруту («Основа»), который в конце концов поддержал Юлию Тимошенко. Вилкула и Ляшко, которых считают максимально лояльными именно Ахметова, тем временем принимали «в гостях» предприятия миллиардера в разных регионах страны.
Однако во втором туре симпатии олигарха с большой долей вероятности окажутся на стороне Петра Порошенко. Действующий президент для Ахметова «понятен», тогда как Зеленский – «кот в мешке». Особенно если учесть близость Зеленского к другому олигарху – Игорю Коломойскому. С последним Ахметов давно конкурирует и в бизнесе, и в политике. Но единолично «при власти» Коломойский никогда раньше не был. А единоличного несбалансированного никем влияния Коломойского на государственную власть в стране опасается не только Ахметов, но и весь крупный и средний бизнес. В «портфолио» Коломойского и его окружения – не только создание известного всем «Приватбанка», но и целый ряд корпоративных конфликтов, рейдерских захватов и сомнительных схем. Если вся эта «мощь» будет «крышеваться» государством ни Ахметову, ни другим олигархам, ни «миниолигархам» спокойно жить не придётся.
Хотя электорат Вилкула и Ляшко – не совсем электорат Порошенко, у рината Ахметова есть достаточно ресурсов помимо электоральных: несколько телеканалов, десятки газет и интернет-СМИ в разных регионах, местный админресурс на юге и востоке страны, связь с территорией «по ту сторону фронта», доступ к предприятиям с тысячами лояльных сотрудников…
Не исчерпан организационный ресурс и самого президента. Первый тур показал, где сторонники главы государства недоработали в обеспечении явки, в мобилизации сторонников, в агитации. Необходимые «выводы» после первого тура будут сделаны – и ко второму туру ситуацию на местах исправят.
Фраза Петра Порошенко о том, что он услышал и понял «протестный» электорат была сказана не для «красного словца». В команде президента осознают, что 30%, отданные за даже не политика и в целом более 80%, отданные не за президента – это важный сигнал о недовольстве в обществе действиями или бездействием власти. Справиться с этим за три недели не помогут ни объяснения, ни обещания, ни «планы». А реальные и радикальные действия – могут. Что именно это будут за действия: громкие увольнения и назначения, новые законопроекты (ожидаются изменения в закон о выборах в парламент), «силовые» решения вроде «посадок» коррупционеров – пока прогнозировать трудно.
Всем этим комплексом команда президента постарается «придержать» рейтинг Зеленского и нарастить поддержку своего кандидата примерно до уровня 40% на 40%.