В рамках попыток привлечь российский бизнес к развитию образования президент России Владимир Путин провел беседу с самыми одаренными российскими подростками, обсудив с ним ценность жизни, любви и образования.
Они встретились в центре «Сириус» — образовательном центре, который Путин создал в Сочи после Зимних олимпийских игр 2014 года при поддержке нескольких российских миллиардеров. Ежемесячно в «Сириусе», который Кремль называет моделью для воспитания талантов, около 600 подростков проходят интенсивные курсы по самым разным предметам, от физики и программирования до шахмат и балета.
«Чем более интеллигентны и образованы люди, тем они менее агрессивны», — сказал в июле прошлого года Путин, который, по его собственному признанию, в юности не отличался примерным поведением.
Агрессия Путина на мировой арене неожиданным образом стала катализатором бума инвестиций в российское образование. Пока американские и европейские лидеры работают над тем, чтобы изолировать Россию в связи с ее вмешательством в выборы и участием в украинском конфликте, все больше российских олигархов забирают своих детей из западных школ и вкладывают деньги в частные проекты, которые помогут Путину справиться с упадком в сфере образования.
С тех пор как спустя месяц после завершения Зимних олимпийских игр в Сочи Россия аннексировала Крым, более 30 миллиардеров и руководителей крупных компаний основали или вложили свои деньги в проекты, направленные на поддержку образования в России. По времени это совпало с уменьшением числа новых студентов из России, зафиксированным в Великобритании, которая долгое время была одним из излюбленных мест для получения образования детьми представителей российской элиты: в прошлом году число новых студентов из России составило всего 608 человек.
Глава «Сбербанка» Герман Греф вместе со своей супругой открыл школу «Хорошевка», миллиардер Сулейман Керимов открыл «Зареченскую школу», а транспортный магнат Никита Мишин — «Новую школу». Однако ни одна из 135 частных школ, появившихся с 2014 года, не может сравниться с 200-миллионным проектом «Летово» основателя «Русагро» Вадима Мошковича — проектом, включающим в себя ультрасовременный комплекс, который откроется осенью этого года.
Мошкович, который отправил своих двоих старших детей в Стэнфордский университет, утверждает, что уникальной его школу делает то, что богатые люди, такие как он сам, не смогут «купить» своим детям обучение в ней. По его словам, даже его младший сын не сможет там учиться, если он не сдаст вступительные экзамены.
«Я строю школу не для детей чиновников или попавших под санкции бизнесменов и олигархов с Рублевки, — сказал Мошкович во время интервью. — Образование — это главный двигатель в современном мире, и я хочу, чтобы Россия была конкурентоспособной. Я делаю это для души и для страны».
Россия, первая страна, оправившая человека в космос, в какой-то момент стала отставать от относительных новичков в области математики и точных наук — в основном речь идет о странах Азии. Россия, представители которой попадали в первую шестерку на Международной математической олимпиаде вплоть до 2015 года, в прошлом году оказалась на 11 месте, уступив Вьетнаму, Ирану и Таиланду. В более широком смысле Россия находится примерно посередине, занимая 32 место среди 72 стран по итогам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA), который сдают 15-летние подростки, и уступая даже Эстонии.
Всемирный банк предупредил в ноябре, что недостаточное финансирование образования и здравоохранения в России «может поставить под угрозу экономический рост и благосостояние населения». На образование и здравоохранение Россия тратит примерно по 3,6% своего ВВП. Для сравнения: в странах Евросоюза в среднем тратится по 4,9% и 7,2% соответственно.
Перестройка системы образования после краха коммунизма продолжается до сих пор. Такие критики, как Мошкович, который получил высшее образование в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики, утверждают, что низкий моральный дух и хронический недостаток финансирования — даже лучшие преподаватели порой зарабатывают всего 250 долларов в месяц — лежат в основе существующих проблем. По словам критиков, обучение в государственных начальных и средних школах до сих пор основано на механическом запоминании материала и не включает в себя творческий элемент и умение мыслить критически.
50-летний Мошкович, который заработал свое состояние на сахаре и свинине, ушел из Совета Федерации в 2014 году, чтобы сосредоточиться на образовании. Он надеется, что те методы, которые он разрабатывает в «Летово», станут толчком для реформ по всей стране. Выпускники его школы получат диплом российского образца и сертификат от Организации Международного бакалавриата — швейцарской некоммерческой организации, которая «готовит студентов к успешной деятельности в мире, в котором факты и фантазии сливаются воедино».
Школа «Летово» создана по образцу лучших международных школ в мире, а в ее экспертный совет входят представители школ, которые, по словам Мошковича, понимают значимость атмосферы в процессе обучения — таких как Винчестерский колледж в Соединенном Королевстве, Академия Монтгомери-Белл в США и школы Раффлз (Raffles) в Сингапуре.В кампусе «Летово», который обошелся в 80 миллионов долларов, находятся общежития, теннисные корты, футбольное поле, беговые дорожки, ручей и искусственное озеро, окруженное соснами. Оставшиеся 120 миллионов были переданы фонду, который положил большую часть из них в «Сбербанк», чтобы они приносили проценты. Обучение в этой школе обойдется примерно в 20 тысяч долларов в год — это в два раза меньше, чем обучение в аналогичной школе в Великобритании — но родители, которые не смогут найти эту сумму, смогут получить специальные гранты.
«В России больше нет подобных проектов», — сказал Валентин Щукин, основатель «Альбиона» — московской компании, которая помогает россиянам отправлять их детей на учебу в Великобританию.
По словам Щукина, «Летово» может изменить ситуацию не только в его бизнесе, но и в российской системе образования в целом. Все, кого интересует образование, пристально наблюдают за этим проектом, потому что его успех может стать стимулом для новых инвестиций, что позволит родителям обучать своих детей в России.
«Летово» уже принимает заявки к 1 сентября, когда она откроет свои двери для 170 учащихся с седьмого по девятый класс. По словам Мошковича, когда в 2020 году она начнет работать на полную мощность, там смогут учиться до 1100 детей с седьмого по одиннадцатый класс, будут работать 160 лучших учителей, в том числе 60 иностранцев.
«Я уже реализовал свои амбиции в бизнесе. Я не сумею сам потратить те деньги, которые я заработал, — сказал Мошкович. — Теперь моя цель — обеспечить российских детей образованием мирового класса».