Химики открыли рецепт уникальной формулы масляной краски, которой пользовались такие художники-гении своего времени, как Рембрандт и Леонардо да Винчи.
В частности, именно его использовал итальянский художник да Винчи, чтобы впоследствии прославиться на весь мир таинственной улыбкой своей "Джоконды" (картины, также известной, как "Мона Лиза"). Соответствующее исследование опубликовал журнал Американского химического общества в среду, 11 октября.
Под поверхность основного слоя краски "заглянула" команда ученых и искусствоведов из Франции и Британии. Они считают, что Леонардо использовал в работах свой собственный химический рецепт, как базовый слой краски на картинах, написанных на панно из тополя.
Автор исследования и химик Виктор Гонсалес заявил, что разнообразность - одно из характерных отличий работ да Винчи.
"Он был человеком, который любил экспериментировать, и каждая из его картин технически совершенно другая. В этом случае интересно увидеть, что действительно существует определенная техника для основного слоя "Мона Лизы"", - указал он.
Речь идет о редком соединении веществ с использованием "плюмбонакрита" - продукт оксида свинца, который обнаружили в первом слое культовой работы. По мнению ученых, этот компонент Леонардо добавлял для сгущения краски. Благодаря этому, она быстрее высыхала на холсте.
В частности, с помощью синхротронного излучения был проанализирован фрагмент краски, который выходил из верхнего правого края "Мона Лизы". Тогда ученые окончательно убедились, что Леонардо мог подмешивать плюмбонакрит к своей краске.
"Plumbonacrit - это действительно остаток его рецепта. Это первый раз, когда мы можем подтвердить данную гипотезу химическим путем", - заявил Гонсалес.
По его словам, соответствующий химикат также нашли в работах Рембрандта (речь идет о полотнах, которые художник завершил в Нидерландах в 17 веке).
Это говорит о том, что рецепт, который использовал да Винчи, возможно, передавался веками, потому что он был чрезвычайно "хорош" для тех времен.
В исследовании также описан рецепт "индивидуальной краски" да Винчи: путем нагревания он растворял порошок оксида свинца (он имеет оранжевый цвет) в льняном или ореховом масле и, по итогу, создавал новую смесь - пасту золотистого цвета, которая имела более густую консистенцию и скорее высыхала.
"Вы получаете масло очень красивого золотистого цвета, которое течет, как мед", - указал Гонсалес.
Как отметил химик, картина "Джоконда" все еще прячет от глаз человечества немало тайн: до сих пор доподлинно неизвестно, какую именно женщину изобразил да Винчи в образе"Мона Лизы". В то же время Гонсалес надеется, что со временем ученым удастся найти на это ответ. Сейчас "мы едва царапаем поверхность" секретов "Джоконды", указал он.