Арабские лидеры в минувшее воскресенье по итогам состоявшегося в ливанской столице саммита 20 стран согласовали экономическую повестку из 29 пунктов, среди которых отражены вопросы создания зоны свободной торговли и обеспечения безопасного возвращения сирийских беженцев.
Объединение финансовых возможностей арабских стран для преодоления вызовов современной экономики и победа над кризисом, вызванным наплывом беженцев в результате вооружённых конфликтов в ряде стран региона, стали главными темами 4-го саммита Лиги арабских государств (ЛАГ), посвящённого экономическому и социальному развитию. Итоговая декларация встречи включила предложения, направленные на решение этих задач: призывы к созданию Арабского инвестиционного фонда развития цифровой экономики, к реализации проектов по поддержке сирийских беженцев, работе по снятию таможенных барьеров в арабском мире и созданию зоны свободной торговли.
Подготовка саммита проходила в непростой обстановке. В Ливане с мая идёт напряженная политическая борьба вокруг формирования нового коалиционного кабинета. В этой ситуации председатель однопалатного парламента Ливана Набих Берри, лидер шиитского блока «Амаль», в начале января потребовал перенести мероприятие на более поздний срок. Кроме того, Ливан продолжает сталкиваться с экономическими и социальными вызовами в связи с огромной нагрузкой на небольшую арабскую страну, принявшую на своей территории с начала гражданской войны в Сирии сотни тысяч беженцев из соседней арабской страны.
Меньше, чем за неделю до саммита Бейрут посетил заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Дэвид Хейл. Он не высказывался относительно мероприятия, но подверг критике действия Ирана на Ближнем Востоке, ливанское шиитское движение «Хизбалла», а также обещал Ливану, что США продолжат оказывать ему военную поддержку. Только за последние десять лет Вашингтон поставил Ливану вооружения на сумму $ 1,5 млрд.
Эти заявления прозвучали на фоне информации о том, что в центре внимания саммита может оказаться тема содействия арабских стран восстановлению Сирии и перспектив возобновления её членства в ЛАГ. При этом среди возможных участников встречи называли даже сирийского президента Башара Асада. В итоге на саммите отсутствовали представители Ливии и Сирии — стран, наиболее пострадавших от вооружённых конфликтов в регионе за последние годы.
Из лидеров остальных стран ЛАГ в Бейрут прибыли эмир Катара Тамим бин Хамад аль-Тани, чья страна с июня 2017 года оказалась в изоляции со стороны ряда других арабских государств, и президент Мавритании Мохамед ульд Абдель Азиз. К ним присоединился президент Ливана Мишель Аун — хозяин саммита. Остальными 17 делегациями руководили главы правительств и министры.
Тема поддержки Сирии со стороны других стран арабского мира также звучала не так громко, как ожидалось в преддверии саммита. В итоговую декларацию саммита и отдельное заявление по миграционному кризису вошли призывы к мировому сообществу поддержать проекты содействия сирийским беженцам, но на территории тех стран, которые их приняли. В итоговых документах также не говорится о перспективах возвращения Сирии в ЛАГ.
Тон мероприятию задал ливанский президент Аун, подчеркнув сложности, которые переживают арабские страны из-за внутренних конфликтов, которые разрушают не только их экономику, но и экономику их соседей из-за наплыва беженцев. «Международное сообщество должно предпринять все усилия для обеспечения безопасного возвращения сирийцев из Ливана на родину, не дожидаясь политического урегулирования в этой стране», — подчеркнул он.
Аун также подчеркнул, что взаимодействие арабских государств необходимо для преодоления общих дня них вызовов. С этой целью он предложил подумать о создании Международного арабского фонда, который способствовал бы реконструкции и развитию государств, пострадавших от военных конфликтов. «В соответствии с этим предложением я призываю все арабские институты и финансовые фонды провести встречу в Бейруте в ближайшие три месяца, чтобы обсудить создание этого механизма», — добавил он.
Отдельное внимание Аун обратил на необходимость арабских стран в соответствии с требованиями времени модернизировать экономику, в том числе провести её цифровизацию. Вице-премьер и министр иностранных дел Кувейта Сабах Халид аль-Хамад ас-Сабах обещал, что его страна выделит в создаваемый Арабский инвестиционный фонд развития цифровой экономики $ 50 млн. Такую же сумму обещал министр финансов Катара Али Шериф аль-Эмади, вставший во главе делегации страны после того, как эмир аль-Тани покинул саммит вскоре после его открытия.
Создание фонда развития цифровой экономики было зафиксировано в итоговой декларации саммита. Туда же вошли положения, в которых подчёркивается необходимость добиваться экономического единства арабского мира, прежде всего за счёт снятия таможенных барьеров.
В итоговом документе форума содержатся планы создания Таможенного союза ЛАГ и Арабской зоны свободной торговли. «Мы верим в важность углубления экономической интеграции арабского мира в надежде на создание общего арабского рынка», — отмечается в документе.
Итоговый документ саммита также констатирует стремление участников добиваться модернизации общества, в том числе за счёт более широкого привлечения в политическую и экономическую жизнь молодёжи и женщин.