«Аль-Каида» берет под контроль зону деэскалации «Идлиб», отбивая территории у протурецких группировок. За неделю «Хайят Тахрир аль-Шам» (ХТШ) захватила более 50 населенных пунктов в провинции и контролирует сейчас более 60% ее территории. Тем временем Турция, которая отвечает за ситуацию в зоне деэскалации «Идлиб», оказалась на распутье. Выполнять договоренности с Россией и зачищать провинцию от радикалов, чье влияние в Идлибе уже нельзя игнорировать, или довести ситуацию до того, что сирийская правительственная армия сама возьмется навести порядок в зоне деэскалации?
«Военная обстановка в Большом Идлибе: теперь более 60% территорий перешло под контроль Исламской армии «Хайат Тахрир аш-Шам», — сообщил вчера один из аль-каидовских информационных ресурсов «Центр Шама». Только за последние сутки он сообщил о том, что в ходе наступления боевики ХТШ вошли на юге провинции в 12 населенных пунктов, а в боях с протурецкой группировкой «Нуруддин аль-Зинки», которые некогда были их союзниками, захватили внушительный арсенал ракет «Град».
«Идет операция по принуждению к единству», — ехидно заметил блогер PathofTruth. Так, боевики ХТШ кинжальным ударом разделили позиции протурецкой армии «Национальный освободительный фронт», окружили соединения «Ахрар аль-Шам» и «Сукур аль-Шам», перекрыв им пути снабжения.
«Ужасное развитие событий на северо-западе Сирии за прошедшие выходные, — написал ведущий аналитик Ближневосточного института в Вашингтоне Чарльз Листер. — ХТШ получило контроль над антиджихадистским городом аль-Атареб и вскоре сделает то же самое с городами Марат аль-Нуман и Ариха. Позиции „Национального освободительного фронта“ ослабевают, но никакого серьезного ответа со стороны Турции нет».
Блогер VivaRevolt сообщает, что аль-каидовцы приняли решение полностью взять под контроль последний оплот оппозиции, Идлиб, и дали 24 часа протурецким группировкам, чтобы те присоединились к ним.
Судя по более ранним сообщениям, наступление аль-каидовцев стало ответом на попытку протурецких группировок вернуть себе контроль над потерянным в конце декабря Дарат Изза. В первых числах января блогеры сообщали о том, что «Национальный освободительный фронт» отбил у ХТШ 26 деревень в провинциях Идлиб и Алеппо. После чего аль-каидовцы перешли в контрнаступление, которое оказалось более чем успешным.
Турция, в свою очередь, почти ничем не ответила на действия аль-каидовцев. «Подконтрольный Турции „Национальный освободительный фронт“ создал несколько позиций на границе между захваченным у курдов Африном и Идлибом. Установили несколько артиллеристских орудий и направили их на позиции ХТШ. Но не стреляют», — написали блогеры Syrian Rebellion Obs. При этом они разместили в сети ссылку на видеоролик, в котором показывается, как туркменская группировка «Лива Сукур аль-Шамал» передислоцируется с позиций, откуда планировалось турецкое наступление на курдский Тель-Абьяд, в Африн. Переброска крупных сил к Идлибу показывает, что Анкара меняет стратегию, заметили Syrian Rebellion Obs. «Присутствие и силы ХТШ были хорошо известны и ранее. Однако не группировка является для Турции проблемой, а астанинский договоренности. Как ты можешь играть на международное сцене, если не можешь выполнить свою часть договоренностей? — задаются вопросом блогеры. — Асад и Путин всегда указывали в качестве аргумента для проведения военной операции на то, что Идлиб может оказаться под контролем джихадистов. И Турция сейчас уже не может делать вид, что ХТШ не забирает лидерство в Идлибе. Эрдоган оказался в политической ловушке», — считают в Syrian Rebellion Obs.
Впрочем, выполняя обещания по наведению порядка в зоне деэскалации «Идлиб», Турция может взять тайм-аут с операцией против курдов, которая оказалась под угрозой. Ее суть — вытеснить курдов с левого берега Евфрата в приграничной зоне и создать буферную зону до 40 километров на правом берегу. В США при этом не отказались от поддержки союзников против запрещенного в России «Исламского государства» и потребовали еще, чтобы Анкара боролась и с ИГ. Ситуацию усугубляет то, что, по сообщениям турецких СМИ, против операции выступило и военное командование Турции. Например, генерал Исмаил Метин Темел, который командовал сирийским и иракским фронтом и создал себе репутацию на операциях «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь». И Мустафа Барут, командующий Четвертой бригадой командос. По данным СМИ, их уже перевели на другие направления.
Что пока ясно точно, так это то, что протурецкие группировки в очередной раз доказали: они не способны самостоятельно осуществлять планы Анкары, несмотря на свою многочисленность и достаточное снабжение вооружениями. Однако готова ли сама Турция рисковать своими военными, когда выполнять обещания, данные в Астане, надо, но враг будет биться до последнего. Аль-каидовским боевикам «Хайят Тахрир аль-Шам» просто бежать некуда.
Есть, правда, еще один вариант. Наступление в Идлибе начнет сирийская правительственная армия. Однако к Турции это уже не имеет никакого отношения.