Оппозиция к «Оппозиционному блоку». Почему разваливается партия экс-«регионалов»
У Криму дрон уразив російське судно "Федір Урюпін", - соцмережі "Він був та буде найкращим": на фронті загинув відомий український поет Режисер фільму "Сам удома" розкрив одну з найбільших загадок: ким працювали батьки Кевіна Авіакатастрофа в Актау: пасажирський літак могла збити російська зенітна установка, - WSJ Обстріл України на Різдво: Байден прокоментував атаку і дав доручення Пентагону Малайзія почне нові пошуки літака, який загадково зник понад 10 років тому Ви робили це неправильно: як загадати бажання на Новий рік, щоб збулося Подоляк про падіння літака у Казахстані: трагедія, яка є воєнним злочином РФ Окупанти намагаються перетнути річку Вовча, щоб оточити ЗСУ в Куп'янську, - військовий Після Різдва в Україну прийде невелике похолодання Зірка серіалу "Дитячий охоронець" відповів, чи готовий стати головним героєм "Холостяка" Найкращий тренер національної збірної з футболу 2024: названо володаря нагороди У Швейцарії під час сходження лавини загинула олімпійська сноубордистка "Це збиття": оглядач висловився про падіння пасажирського літака в Казахстані Між Естонією та Фінляндією вийшла з ладу важлива лінія електропередачі: що відомо Усик пояснив, чому підняв шаблю гетьмана Мазепи після перемоги над Ф'юрі Який алкоголь містить найменше калорій: дієтологи вказали на важливі нюанси "Він просто хоче грошей": в Усика прокоментували бажання Ф'юрі провести третій бій Камалія зізналася, як переживає розлуку з 11-річними доньками "Змішані почуття": Шуров відреагував на те, що Тіна Кароль стала продюсеркою Нацвідбору Судно для вивезення російських військ з Сирії зламалось у відкритому морі, - ГУР Промоутер Усика висловився про бій з Дюбуа "13 років разом": Лілія Ребрик зворушливо привітала чоловіка з річницею У путінській армії надумали створити новий рід військ: у Defence Express розповіли деталі Аварія російських танкерів із нафтою: екокатастрофа набирає обертів

9 ноября лидеры партий «За життя» («За жизнь») и «Оппозиционный блок» Вадим Рабинович и Юрий Бойко подписали соглашение об объединении «оппозиционных сил». Через неделю Вадим Рабинович заявил о своём отказе от участия в президентских выборах: сослался на свою веру (он – иудей), которая помешает ему как кандидату разбираться с вопросами украинского православия. Впрочем, это решение всё равно было расценено как «подыгрыш» будущему возможному единому кандидату в президенты от оппозиции.

Однако столь тёплый союз просуществовал менее двух недель: сегодня, 20 ноября, Юрий Бойко и Сергей Лёвочкин (влиятельный нардеп, близкий к олигарху Дмитрию Фирташу) были исключены из фракции «Оппозиционного блока» - соответственно под вопросом оказалось и подписанное Бойко соглашение.

Журналисты информагентства Euromedia24 разбирались, почему «Оппозиционный блок» начал распадаться и почему именно сейчас.

«Блок» возник на руинах Партии регионов после Революции Достоинства и бегства экс-президента Виктора Януковича. Экс-«регионалам» нужно было объединиться, пересидеть тяжёлые времена и перегруппироваться для реванша под другим, новым брендом. Часть из них лояльно отнеслись к проевропейской новой власти в стране и вошли в лояльные фракции/партии «Відродження» («Возрождение») и «Воля народа», а «регионалы» с более радикальной риторикой собрались в «Оппозиционном блоке», само название которого символизировало отношения с властью.

Однако «Оппозиционный блок», как и Партия регионов в своё время, не являлся однородной структурой. В новом политическом «ОАО» доли акций разделили между собой олигархи Дмитрий Фирташ и Ринат Ахметов (представленный, например, нардепами Александром Вилкулом и Вадимом Новинским: первый сегодня зачитал заявление об исключении Бойко и Лёвочкина, второй возглавил фракцию).

Жить дружно

Эти группы влияния сначала мирно сосуществовали в партии, однако затем разногласия между ними стали усиливаться. Отчасти противостояние объясняется разницей в отношениях с действующей властью (конкретно – президентом Петром Порошенко и его окружением).

Ринат Ахметов нашёл общий язык с Администрацией президента и является одним из выгодополучателей новшеств в энергетической сфере (вспомним только тариф «Роттердам+», благодаря которому «уголь Ахметова» в один момент стал стоить значительно дороже).

В то же время Дмитрий Фирташ оказался в опале у президента страны (это помимо расследования ФБР и недавних российских санкций). В 2015 году Фирташ на суде в Австрии рассказал, помимо прочего, о том, что на закрытой встрече весной 2014 года решалась фактически судьба политического будущего Украины – тогда на встрече самого олигарха, Сергея Лёвочкина (на тот момент – экс-главы администрации Януковича), Виталия Кличко и Петра Порошенко была достигнута договоренность о поддержке последнего на выборах в президенты. Можно сказать, что с этого признания началась вражда Порошенко и Фирташа, но очевидно, что наоборот уже зародившийся конфликт привёл к этому признанию.

Непубличное «непонимание» двух групп «Оппоблока» вылился наконец в раскол – возможно, временный, но уж точно публичный и официальный.

Мы делили электорат

Спусковым крючком, вероятно, послужило то самое соглашение с Вадимом Рабиновичем. В этой ситуации «фирташевская» группа партии сделала всё не по «правилам». Во-первых, судя по комментариям инсайдеров, «ахметовскую» группу о союзе с «За життя» никто не предупреждал и не спрашивал. Во-вторых, союз был заключен с партией, к которой совсем недавно присоединился Виктор Медведчук, лидер «Украинского выбора» и кум президента РФ Владимира Путина. Для «ахметовской» группы такое объединение было неприемлемым: как с точки зрения одиозности Виктора Медведчука, так и с точки зрения его влияния – через какое-то время «под» Медведчуком мог оказаться уже сам «Оппозиционный блок».

Политолог, эксперт по международной и внутренней политике Украинского института будущего Юрий Романенко также поделился на своей странице в Фейсбук мнением, что Ринат Ахметов лично не переносит Виктора Медведчука, а члены «ахметовской» группы считают его деструктивным элементом.

Вероятнее всего, Бойко и Лёвочкин (а с ними Фирташ и вся их группа нардепов) примут своё изгнание из политической силы: борьба за бренд потребовала бы слишком много сил с туманными перспективами. И теперь стоит ожидать присоединения «фирташевской» группы к «За життя», поход Бойко на выборы президента (за 7-9% голосов в лучшем случае) и затем поход на выборы парламентские. Похожие перспективы и у «Оппозиционного блока», если он останется под влиянием «ахметовских». Однако и тем, и другим придётся учитывать, что электорат условных «регионалов» приходится делить всё на большее количество желающих: кроме «Оппозиционного блока», «За життя», «Украинского выбора», возможной новой партии Бойко-Лёвочкина, есть «Наши» Евгения Мураева, «Основа» Сергея Таруты и еще ряд близких по духу проектов.