Украинские предприятия-загрязнители находятся в комфортных законодательных условиях. Из-за этого ряд регионов страны погружается в экологический кризис.
В начале ноября Кабинет министров Украины подал в Верховную Раду проект изменений в Налоговый кодекс, которым кроме прочего увеличивается ставка экологического налога. Этот жест многие экоактивисты страны восприняли как ужесточение отношения власти к предприятиям-загрязнителям. В многочисленных “пересказах” увеличение налога даже стали называть увеличением штрафов. И напрасно: это далеко не так.
Министр экологии Украины Остап Семерак, комментируя новую законодательную инициативу, сам отметил, что экологический налог сейчас не выполняет свою функцию сдерживания загрязнителей. И по логике увеличение этого налога должно привести и к необходимому, ожидаемому эффекту - сокращению выбросов.
Однако одна фраза в комментариях министра настораживает: “Средства от экологического налога должны расходоваться … на модернизацию загрязнителей,.. уменьшение выбросов/сбросов…”. Кроме того, собранные средства, по задумке министра, не должны частично уходить в общий бюджет (как это происходит сейчас), а должны полностью направляться на описанные в цитате экологические мероприятия.
Таким образом предприятия-загрязнители благими намерениями министра могут оказаться в прекрасных (для себя) условиях: продолжай загрязнять окружающую среду, у тебя возьмут налог (пусть даже увеличенный), но потом эти же деньги направят “на модернизацию загрязнителей”, то есть на модернизацию твоего же предприятия. Двух зайцев одним выстрелом: и налоги как бы платишь, и своё предприятие модернизируешь. А “краник” с выбросами можно не прикручивать.
Почему важно различать экологический налог и экологические штрафы? Во-первых, из-за статуса: если мы будем называть предприятие-загрязнитель “плательщиком экологического налога”, этим мы даже немного повысим его статус. Если же мы назовём его “нарушителем экологического законодательства, уплатившим за штраф”, мы назовём вещи своими именами.
Во-вторых, налог - это так или иначе посильная ноша, с которой мы миримся (а тем более, если эти деньги вернутся нам же на “модернизацию”). Мы можем быть недовольны налогами, но так или иначе платим их: НДС, налог с зарплат и т.д. Другое дело - штрафы. Их размер в отличие от налогов должен отбивать желание нарушать закон. И не только денежная сумма, но и сами условия наложения штрафа… Если предприятие загрязняет воздух (или воду) и платит за это налог, оно имеет дело с фискальной службой, а если штраф - с судами и правоохранителями. Чувствуете разницу?
Однако в Украине мы имеем дело не только с неработающий экологическим налогом, о чём заявил сам министр, но и с неработающими экологическими штрафами. На сегодняшний день максимальный размер штрафа за нарушение экологического законодательства - менее 2000 (двух тысяч!) гривен. Смотрите сами: с 26 октября по 1 ноября Государственная экологическая инспекция составила 767 протоколов об административных нарушениях. Общая сумма штрафов - 169 тысяч гривен. В среднем 220 грн штрафа на каждый протокол! Та же инспекция с проверками с 19 по 25 октября: 688 протоколов и 144 тысячи гривен штрафов - в среднем 209 грн штрафа на протокол.
Испугаются ли загрязнители таких штрафов? Очевидно, что нет. Тем более, если речь идёт о крупных предприятиях.
С такими “рисками” (заплатить 200 грн штрафа) загрязнители чувствуют себя в стране совершенно свободно.
Сильнее всего это бьёт по регионам, которые мы с гордостью называем “промышленными центрами”, но которые кроме того стали давно уже регионами экологического бедствия.
Журнал “Фокус” определил наиболее чистые области Украины - и предсказуемо на самом дне рейтинга оказались Донецкая, Запорожская и Днепропетровская области.
Донбасс, на котором сосредоточено более 5000 промышленных предприятий, и до российского вторжения страдал от загрязнения окружающей среды, но военные действия и отсутствие экологического контроля поставили регион перед постоянной угрозой экологической катастрофы. В этом уверена даже ООН: разрушены заповедники, под обстрелами находятся опасные производства и хранилища вредных веществ и т.д. Около миллиона тонн загрязняющих веществ выбрасывается в воздух, полмиллиона загрязненных вод сливается в Азовское море (в Мариуполе) только одним заводом за год.
Запорожская область, занимающая второе место с конца, испытывает меньшее загрязнение воздуха в целом по региону, чем Донецкая область. Однако этот “результат” достигается только за счет аграрных и приморских районов Запорожской области. В Запорожье и Энергодаре ситуация плачевная: областной центр стабильно находится в тройке или пятерке украинских городов по уровню загрязнений воздуха. В то же время регион является одним из крупнейших загрязнителей вод в стране. “Основной загрязнитель воды — меткомбинат "Запорожсталь". Только серной кислоты предприятие сбрасывает по 75 т в год”, - писали журналисты “Фокуса” .
Ситуация усугубляется также двумя факторами. Первое: в 2015 году этот самый меткомбинат “Запорожсталь” (принадлежит Ринату Ахметову) провёл на выборах своего мэра и через список “Оппозиционного блока” относительное большинство в городской и областной советы. При поддержке других экс-регионалов относительное большинство стало абсолютным. Так местное самоуправление оказалось в руках фактически экологических оппонентов местной громады.
Второе: экологические чиновники в Запорожье традиционно заняты чем угодно, но только борьбой с главными загрязнителями. Нынешний начальник управления экологии и природных ресурсов Запорожской облгосадминистрации Виталий Гордиенко, к примеру, сейчас является обвиняемым по делу об экоциде (как бы странно это ни звучало для эколога) - из-за его действий, по предположению прокуратуры произошел массовый мор рыбы в лимане у Азовского моря. Народные депутаты и СМИ обвиняли его в “распиле” средств на вакцинацию диких животных. При нём, к слову, также “Запорожстали” выписывали менее 2000 грн штрафа.
Наконец, последнее место в рейтинге “экологически чистых” областей занимает Днепропетровская: если сам областной центр известен высокоинтеллектуальным производством и финансово-политической активностью, то в регионе есть еще ряд населенных пунктов, где то или иное загрязнение стало обыденностью (Кривой Рог, Марганец и т.д.).
В названных трех регионах “благодаря” загрязнению воздуха и воды, радиации, сохранению вредных отходов средняя продолжительность жизни колеблется очень рядом с отметкой “70 лет”. Для европейской страны 21-го века - это невероятный (и, конечно, ужасный) показатель.