Все дело в реальной политике, и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии должна с этим смириться. Присутствие китайского премьера Ли Кэцяна на саммитах лидеров АСЕАН, а также на их встречах с торговыми партнерами в Сингапуре на этой неделе окажет прямое и решающее воздействие на результаты работы этого ежегодного мероприятия. Премьер второй в мире экономической державы имеет обширные полномочия от руководителя КНР Си Цзиньпина и выступает в качестве его главного представителя на многосторонних встречах.
С другой стороны, отсутствие в Сингапуре президента США Дональда Трампа, вместо которого приехал вице-президент Майк Пенс, не имеет особого значения для встреч этой региональной организации, состоящей из 10 стран-членов.
Саммиты в Сингапуре омрачены опасениями по поводу возможной торговой войны глобального масштаба, развязать которую пригрозил Трамп. Его доктрина «Америка прежде всего», а также его склонность к принятию единоличных решений имеют целью сохранить лидерство США как самой крупной в мире экономики, однако экономическая мощь Америки явно ослабевает.
Япония, чья экономика занимает третье место после США и Китая, сталкивается в этом регионе с аналогичной дилеммой. Она начинает проигрывать по уровню экономического могущества своему соседу Китаю. Несмотря на колоссальные усилия японского премьер-министра Синдзо Абэ по противодействию Китаю за счет сближения с США, Трамп не обращает на это особого внимания, потому что он недоволен отрицательным сальдо торгового баланса с Японией.
Встреча в Сингапуре исключительно важна для Индонезии. Крупнейшая экономика этого региона на подъеме, и Китай полон решимости заключить в этом году договор о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве, которое возглавит АСЕАН. Когда будет создан этот новый торговый блок, в его состав войдут 16 государств, в том числе, 10 членов АСЕАН, а также Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Этим торговым пактом будут охвачены страны с 50% мирового населения и 30% мирового ВВП.
Но это не означает, что у АСЕАН нет серьезных проблем в отношениях с Китаем. Этот азиатский гигант претендует почти на все Южно-Китайское море, вызывая возмущение у Вьетнама, Малайзии, Брунея и Филиппин, которые тоже предъявляют свои претензии на эту акваторию. КНР и АСЕАН продолжают переговоры о кодексе поведения для предотвращения вооруженных конфликтов, которые могут создать угрозу миру и стабильности не только этого региона, но и всей планеты.
Для АСЕАН и Китая сотрудничество является самым разумным выбором, несмотря на нерешенные проблемы.
Когда-то Запад и Япония превосходили экономики Юго-Восточной Азии, но сегодня ситуация изменилась. Регион устойчиво развивается и становится все сильнее. Другим странам приходится приспосабливаться к росту влияния АСЕАН.
Верно ли старая поговорка «Из пасти крокодила в пасть тигра» описывает отношения между АСЕАН и Китаем, который, по всеобщему признанию, превзошел по мощи и влиянию США? Ответ на этот вопрос определенно отрицательный.
Для АСЕАН Китай больше не является критической угрозой, несмотря на его экономическую мощь. У АСЕАН есть рычаги давления для противостояния своему гигантскому соседу. Один индонезийский ученый как-то пошутил, что АСЕАН обрела навыки укротителя, чтобы вести переговоры с другими странами.
Нравится нам это или нет, но сегодня и на все обозримое будущее Китай является приоритетом для АСЕАН. И не только для нее.