В то время как Россия демонстрирует свои военные и основанные на нефтедолларах экономические мускулы, Соединенные Штаты продолжают терять влияние на всем пространстве бывшего советского мира. Под воздействием российской активности и в результате нерадивости Соединенных Штатов столицы Старого мира все больше обращаются в сторону Кремля за помощью. Достаточно посмотреть на добровольное экономическое порабощение Западной Европы за счет ее поддержки строительства газопровода «Северный поток — 2». Его строительство означает, что Европа передает свою экономическую независимость Газпрому в тот момент, когда русский медведь душит Украину, своего южного соперника.
В то же время показанные Россией результаты в Сирии побудили Турцию приобрести российские зенитно-ракетные комплексы С-400. Индия тоже возвращается на кремлевский рынок оружия. Рискуя нарваться на американские санкции, Нарендра Моди, тем не менее, завершает сделку в объеме пять миллиардов долларов по приобретению российского оружия.
Армения и Азербайджан с 1994 года конфликтуют друг с другом по поводу международно признанной азербайджанской территории Нагорного Карабаха. В конце 1990-х годов существовала надежда на то, что Соединенные Штаты будут иметь влияние на две эти воинственные стороны конфликта. В Азербайджане частные компании подписали «Контракт века», который предусматривал поставку каспийской нефти на международный рынок в обход российской трубопроводной системы. Но после того как Соединенные Штаты в 2008 году не смогли значимым образом ответить на вторжение России на территорию Грузии, Азербайджан обратился к Москве по поводу закупки вооружений на сумму, которая, как говорят, составляет шесть миллиардов долларов.
Несмотря на протесты и заверения по поводу неприсоединения, Армения уже давно порабощена Кремлем. Москве принадлежит большая часть командных постов в армянской экономике, и, кроме того, Ереван считает, что Москва играет первостепенную роль в обеспечении независимости Армении. Существовала надежда на то, что недавний приход к власти независимого лидера Николы Пашиняна будет означать, что Армения, возможно, повернется в сторону демократического Запада. Его предшественник Серж Саргсян вышел из переговоров о заключении договора об ассоциации с Европейским Союзом и предпочел присоединиться к ориентированному на Кремль Евразийскому экономическому союзу.
Однако спад в отношениях Армении с Россией продолжается. Осознавая это, Москва в июле 2018 года направила в Ереван вооружений на сумму 200 миллионов долларов. Министр обороны Армении Давид Тоноян похвастался тем, что некоторые образцы поставленного оружия настолько современны, что еще даже не приняты на вооружение в самой российской армии. Во время встречи с российским президентом Владимиром Путиным Пашинян заявил о существовании консенсуса — внутри Армении никто не сомневается в стратегическом характере российско-армянских отношений.
Грузия ведет борьбу против российского военного вмешательства с начала 1990-х годов. Российские войска патрулируют территории сепаратистских анклавов Абхазии и Южной Осетии, и в результате Грузия сталкивается с феноменом «демаркации административной границы» (borderization). Это означает, что Россия переносит пограничные знаки все дальше вглубь территории Грузии. Стратегический трубопровод Баку-Супса еще в июле 2015 года полностью находился на контролируемой Грузией территории. А сегодня на часть его уже находится на тех землях, на которые претендует Южная Осетия.
Несмотря на наличие проблем, Россия и Грузия на регулярной основе проводили двусторонние переговоры, и экономические связи в настоящее время возобновляются. Туристические указатели в Тбилиси сегодня чаще можно встретить на русском, а не на грузинском или английском.
Одним из самых ранних примеров постсоветского российского военного вмешательства можно считать небольшую Республику Молдову. Российские военнослужащие воевали на стороне приднестровских сепаратистов в начале 1990-х годов, и они продолжают препятствовать правительству Молдавии в установлении контроля над этим регионом. Вместе с тем, Молдавия также предпринимает шаги, направленные на улучшение отношения с Москвой. Российские туристы продолжают посещать эту страну без необходимости получать визу, а ее президент Игорь Додон выступает за установление более тесных связей с Москвой.
И на востоке, и на Западе влияние России растет за счет уменьшения влияния Америки. Соединенные Штаты должны активно восстанавливать связи с мировым сообществом, и нужно сделать это до того момента, когда русский язык начнет заменять английский как язык торговли.