Президентские выборы в России: «Путин следит, чтобы никто не возвысился рядом с ним»
Кім Чен Ин заявив, що КНДР вже не планує нападати на Південну Корею Зірка "Жіночого лікаря. Нове життя" зізналася, хто з колег їй подобається Новий виток ескалації в торговельній війні: Китай вводить мита на європейський коньяк Ізраїль заявив про ліквідацію командувача штабом "Хезболли" Ворог окупував ще два села на сході України, - DeepState Польські фермери можуть знову відновити протести на кордоні з Україною: що відомо Не Греція чи Італія: названо найстаріше місто Європи, якому 8 тисяч років На фронті загинув український гандболіст КНДР може направити війська в Україну на підтримку Росії, - Міноборони Південної Кореї "Я відчував, що помираю": Джастін Бібер зізнався в наркотичній залежності Росія атакувала підприємство у Харкові: сталася пожежа, є поранені Нобелівську премію з фізики отримали вчені Джон Гопфілд і Джеффрі Гінтон Чому ЗСУ не вийшли з Вугледара значно раніше: новий комбриг 72 ОМБр назвав причину Олег Винник повертається на сцену: стало відомо, де виступить співак Франція передасть винищувачі Mirage 2000 Україні у першому кварталі 2025 року, - міністр оборони Синоптикиня анонсувала "бабине літо" в Україні З Вугледара не вдалося вивезти всіх поранених воїнів, - комбриг 72 ОМБр 84-річний Аль Пачіно ледь не помер: що сталося Експерти назвали найкращий iPhone прямо зараз за співвідношенням ціни та якості Іноземний легіон Путіна: ЗМІ про те, що стоїть за загибеллю північних корейців на Донбасі Названо неймовірне містечко в Іспанії, яке ідеально підійде для відпочинку восени "Ми - м'ясо": у полон ЗСУ потрапив громадянин Єгипту Названо найдешевші та найдорожчі для відвідування країни світу Москву злякав підрив пейджерів у Лівані: у ФСБ зробили заяву Захід побудував стіну обмежень навколо України, але настав час її зруйнувати, - президент Естонії

В ходе демонстрации против российских президентских выборов в марте этого года полиция в Москве задержала оппозиционного политика Алексея Навального. У других соперников также нет шансов победить в борьбе против Путина на выборах, отмечает корреспондент SRF Давид Науэр (David Nauer).


SRF: Демонстрация была успешной для оппозиционного политика Навального?


Давид Науэр: И да и нет. Я был на этой демонстрации в Москве, в ней участвовало несколько тысяч человек, такое у меня создалось впечатление. Столько же, сколько и на аналогичных протестах в прошлом году — и Навальный тем самым доказал, что у него есть сторонники, которых он может мобилизовать. И их не становится меньше.


Но, с другой стороны, в таком городе, как Москва, с населением свыше десяти миллионов человек, вышедшие на улицы пара тысяч человек — это не особо много.


— Можно ли назвать это скорее скромное участие знаком общей слабости оппозиции?


— Да, несомненно. У меня сложилось впечатление, что, хотя многие россияне и недовольны, в первую очередь экономической ситуацией в стране, в оппозиции нет такой фигуры, которая действительно смогла бы воспользоваться этим недовольством. Это, конечно, связано с тем, что президент Владимир Путин на протяжении ряда лет следит, чтобы никто рядом с ним не возвысился.

Навальный — это только один актуальный пример, ему формально не разрешено участвовать в выборах, поскольку он был ранее приговорен к условному сроку. Фактически Кремль боится конкуренции со стороны такого политика, как Навальный, популиста, у которого есть определенная харизма.

— Переизбрание Путина кажется предсказуемым. Ни у кого действительно нет ни малейшего шанса? Даже у кандидата от коммунистов Павла Грудинина?


— Нет, я не думаю, что Грудинин сможет получить большинство голосов. Хотя он ориентирован на определенный сегмент избирателей: он сам — руководитель крупной сельскохозяйственной компании за пределами Москвы. Он играет там роль заботливого патрона, который печется о своих сотрудниках. На подобную фигуру в России есть спрос — именно среди избирателей более старшего возраста и людей, финансово не особенно обеспеченных. Эти люди, возможно, все еще ощущают ностальгию по советским временам, когда им, по их мнению, жилось лучше. Но большинство россиян предпочитают стабильность, а не политические и социальные эксперименты под руководством коммунистов. И эту стабильность олицетворяет именно Путин. Поэтому за него проголосует действительно много людей.


— А Ксения Собчак, 37-летняя телезвезда, которая позиционирует себя как леволиберальный критик правительства?


— Собчак — либеральная прозападная противоположность Грудинину. Она говорит много таких вещей, которые нравятся небольшой прослойке обеспеченных россиян из крупных городов. Она выступает за улучшение отношений с Западом и за открытое, толерантное и современное общество. Она даже утверждает, что Крым в соответствии с международным правом принадлежит Украине. В России такое высказывание уже считается государственной изменой. Однако я полагаю, что у Собчак — так же проблема, что и у Грудинина. Оба — оппозиционеры, вроде как получившие благословение со стороны государственной власти. Они — оппозиционеры от системы, которые не ставят под сомнение саму систему, а значит, и власть Путина.


Я считаю, что, хотя Навальный и является неоднозначной фигурой и популистом, он мог бы стать единственным кандидатом, который действительно хотел бы победить Путина, который постоянно атаковал бы Путина. Но Навальному нельзя участвовать в выборах.


— Есть ли у оппозиции хотя бы надежда, что Путин примет их отдельные политические требования?


— Это вообще большая загадка сейчас в Москве, и люди ломают голову над тем, какой политический курс будет в следующий, четвертый срок Путина. Я лично думаю, что либерализации и сближения с Западом, чего желает Собчак, ожидать не стоит. Потому что Путин уже показал себя и как сильный человек, который оказывает сопротивление Западу, и как сильный человек внутри страны. Отойти от этого имиджа будет очень трудно.


Что касается социальных проблем, о которых так любят рассуждать коммунисты, Кремлю нужно что-то предпринять. Заработные платы россиян с начала экономического кризиса в 2014 году значительно сократились. Цены продолжают расти, я часто слышу жалобы — именно в регионах — что люди с трудом перебиваются в течение месяца. Я думаю, что если Путин не готов рисковать, то ему нужно предпринять какие-то меры, чтобы оппозиция через пару лет не смогла внезапно мобилизовать десятки тысяч людей.