Шведы едва знают Россию
В книге «Мы и они: о России как идее» (издательство Wahlström & Widstrand, 2017) эксперт по России Бенгт Янгфельдт (Bengt Jangfeldt) пытается с любовью посоветовать нам средство от этого незнания.
Он рисует картину волнообразного движения страны, раздираемой желанием стать частью западного мира и при этом играющей роль его самого непримиримого соперника.
Страна разрывается между «Евразией» и Европой.
Русская идея
Бенгт Янгфельдт доступно обрисовывает историю «русской идеи», понятия, порожденного Федором Достоевским: представления о России как о чем-то уникальном, отдельной форме цивилизации.
Янгфельдт начинает с XVII-XVIII веков, времени правления Петра Великого. Когда Петр вступил на трон, Россия еще жила в Средневековье. Жесткой рукой он повернул страну в сторону Запада, основал новую столицу, Санкт-Петербург на берегу Балтийского моря, запретил бороды и построил флот по западному образцу.
После его смерти в 1725 году маятник качнулся обратно на восток, и Россия обратила взгляд на себя саму, внутрь себя. Но с появлением Екатерины Великой в 1762 году в Россию пришло европейское Просвещение. Царица с удовольствием читала французских философов, но так никогда и не реформировала основу самодержавия — принцип, по которому царь и государство были неразделимы.
Европеизированность России достигла своего пика в 1814 году, когда царь Александр I победил Наполеона и триумфально прошел по Парижу. Офицеры увезли оттуда домой опасные либеральные идеи.
Поворот на Евразию
Но русские мыслители вновь качнули маятник в другую сторону. Свобода Французской революции, равенство, братство превратились у них в православную веру, народность и самодержавие.
Россия — духовнее и выше, чем индивидуалистический, секулярный и морально разлагающийся Запад, считали они.
Именно на эту особенность и рассчитывает Владимир Путин. И свобода Французской революции, и советский марксизм — западные идеи. Путин же вместо этого обращает взор в другую сторону — в Евразию.
Но ведь маятник не замер, и это внушает некоторую надежду Бенгту Янгфельдту. Для российской истории характерны резкие повороты, когда новый царь отрицает все, что устроил предыдущий.
И царь Владимир Владимирович Путин тоже не будет править вечно.