Оставим в стороне разглагольствования и протесты президента Дональда Трампа, и задумаемся о том, как нам следует понимать российскую кампанию воздействия на выборы 2016 года. Первый вывод очевиден: русские пытались добиться избрания Трампа. Нет нужды читать совершенно секретные документы американского правительства, чтобы сделать такое заключение. Все произошло в режиме реального времени. Русские украли почтовую переписку ведущих демократов и разместили ее в интернете. Трамп похвалил их за эти разоблачения в конце своей предвыборной кампании.
Но есть и второе объяснение российского вмешательства. Речь идет о коварных действиях исподтишка. Русские хотели подорвать доверие общества к американской избирательной системе. Именно об этом бывший директор ФБР Джеймс Коми рассказал комитету палаты представителей по разведке. Он заявил, что российские хакерские атаки оказались «необычайно громкими», и что они не скрывали своих действий потому что «хотели, чтобы мы их видели». В этом смысле русские добились успеха, поскольку убедили избирателей в том, что на выборах будут подтасовки, кто бы ни стал победителем.
Оба вывода нашли подтверждение в аналитической оценке американского разведывательного сообщества по вопросу российского влияния на выборы, которую 6 января опубликовала администрация Обамы. Там говорится, что одна из целей российской операции состояла в подрыве веры общества в американский демократический процесс. Там также сделан вывод о том, что русские пытались помочь Трампу одержать победу на выборах.
В среду председатель сенатского комитета по разведке Ричард Берр (Richard Burr) внес сумятицу и запутал ситуацию. С одной стороны, он заявил: «Мы доверяем выводам из аналитической оценки, опубликованной 6 января», хотя и добавил при этом, что его комитет пока не закончил рассмотрение этого вопроса. С другой стороны, Берр сказал, что пока не уверен, действительно ли Россия пыталась помочь Трампу на выборах. На самом деле, одна из составных частей российской операции влияния, заключающаяся в покупке рекламных объявлений в социальных сетях, таких как Facebook и Twitter, свидетельствует о том, что главной целью было посеять хаос. Когда репортер задал вопрос о российском содействии Трампу, сенатор заявил: «Мы пока не пришли ни к какому заключению о сговоре и о российском содействии. Если смотреть только на материалы в социальных сетях, которые просматривали мы, невозможно сказать, какой именно стороне в ходе президентской гонки пытались помочь русские».
Этот ответ совершенно не стыкуется с заявлением Берра о том, что комитет доверяет выводам аналитической оценки американских спецслужб. В первом пункте этого документа говорится: «Путин и российское правительство стремились по возможности помочь избранному президенту Трампу на выборах, дискредитируя госсекретаря Клинтон и публично представляя ее в неблагоприятном свете».
Возможно, русские вначале просто хотели внести сумятицу в выборы, но когда Трамп начал набирать силу, они внесли изменения в свою стратегию.
Есть важный урок, который должны усвоить демократы. Российские спецслужбы не испытывают чувств привязанности ни к Республиканской, ни к Демократической партии. На следующих выборах они могут решить помочь кандидату как от демократов, так и от республиканцев.
Содержание статьи может не отражать точку зрения редакции, компании Bloomberg LP и ее собственников.
— ------------------
Комментарии читателей
Psalms13626
Заметьте, здесь не идет речи о сговоре. Эли о нем не говорит, спецслужбы не говорят, сенаторы тоже его не упоминают. Очень любопытно. Я думал, у нас есть неопровержимые доказательства СГОВОРА, доказывающего факт ИЗМЕНЫ, которая влечет за собой ИМПИЧМЕНТ. Куда делась эта сюжетная линия? О сговоре сегодня говорит только маленькая кучка безумных конспирологов. Даже New York Times и Washington Post сегодня отказались от этой идеи.
JBR
А еще там ничего не говорится о том, что следствие продолжается. Давайте дождемся результатов, и уже после этого вы будете объявлять о своей победе (может быть).
ES71
Очень удобно обвинять русских, потому что они не могут защищаться. Сенаторы не обвиняют Трампа, потому что он, в отличие от российского государства, может засудить их за клевету.