В последние дни в Турции обсуждаются причины повышения курса доллара, при этом на передний план больше выходят политические факторы, нежели экономические. В этой связи в качестве меры, принимаемой в ответ на рост доллара, на повестке дня возникла продажа иностранной валюты, что мы можем назвать контрконъюнктурным шагом.
Очевидно, этот процесс, начатый под руководством президента Эрдогана, даст результаты.
Ведь доллар выступает перед нами как элемент экономического давления в ответ на то, что Турция руководствуется не определяемой для нее, а определяемой ею самой повесткой дня во внутренней и внешней политике. Следовательно, за манипулятивными и провокационными инициативами, которые направлены на окружение нашей страны, стоит именно эта мотивация.
Благодаря мерам, которые президент Эрдоган объявил как обмен иностранных валют на лиры и использование национальных валют во внешней торговле для уменьшения влияния доллара в экономике, с одной стороны, иностранная валюта перестанет быть инструментом воспитания, с другой, возникнет локальная повестка дня в международной торговле.
С какими странами мы будем торговать в национальных валютах?
Есть государства, в торговле с которыми приоритет использованию национальных валют будет отдаваться в первую очередь. Прежде всего это новые экономические силы Азии, на которые приходится одна четверть совокупного импорта Турции. Кроме того, на передний план в сфере торговли с использованием национальных валют выходят государства, у которых мы покупаем энергоресурсы.
Таким образом, речь идет в первую очередь о Китае, России и Иране.
Этот новый метод в торговле послужит началом радикальных и дерзких изменений в финансовой системе. Потому что это шаг, который будет способствовать созданию новых форм сотрудничества и экономической интеграции прежде всего на региональном уровне.
Мы оплачиваем высокие счета за импорт энергоресурсов. То, что эти счета будут выставляться не в долларах, а в национальных валютах, с одной стороны, пошатнет трон доллара, с другой — обеспечит возможность иного образования цены на природный газ.
В силу того, что страны, с которыми мы будем торговать в национальных валютах, одновременно являются производителями природного газа, торговля в национальных валютах установит новый порядок определения цены на природный газ.
Кроме того, цель Турции стать энергетическим узлом, хотя кому-то она не по нраву, ускорит этот процесс.
Почему торговля в национальных валютах кого-то беспокоит?
Еще больше повышает беспокойство то, что Турция берет на себя важную с экономической и политической точек зрения роль в период, когда попытки, планы, расчеты, связанные с созданием нового дизайна в регионе, в котором находится и Турция, замедляют свой ход. Для тех, кто желает перепроектировать экономику нашей страны, счет за энергетику — эффективный инструмент. А тот факт, что его оплата будет производиться не в долларах, а в национальных валютах, ослабит силу этого инструмента.
Один из мозговых центров, осознающих этот факт, — Stratfor. Что говорит этот мозговой центр?
Если Турция будет использовать национальные валюты в торговле с Китаем, Россией и другими странами, это создаст эффект домино, и будущее доллара окажется в опасности.
Это наблюдение на уровне признания предвещает в дальнейшем, с одной стороны, возникновение сомнений по поводу экономической системы, созданной в мире в период после Второй мировой войны, а также институтов и организаций, на которые опирается эта система, с другой — появление множества новых альтернативных институтов.
Иными словами, сейчас мы видим знаки, которые указывают на изменение нынешней финансовой системы, и за ними нужно внимательно следить.
Многие давно задаются вопросом: «Почему мир и мы используем доллар? Нам обязательно делать это?» Причиной, по которой на него долго не удавалось ответить, было отсутствие альтернативы. Торговля в национальных валютах представляет собой именно такую альтернативу.
Только давайте не будем упускать из виду, что этот процесс — бросание вызова, в ответ на который возрастет число инициатив, направленных против Турции.
Это ли не причина попыток окружения, с которыми мы сталкиваемся в последнее время?