Вряд ли можно говорить о том, что в наше время происходит мало привлекающих к себе внимание событий. Путч в Турции, теракты, продолжающаяся война в Сирии, бомбардировки Алеппо на глазах у мировой общественности, которая беспомощно и бездейственно наблюдает за происходящей там гуманитарной катастрофой.
Запад не видит опасности во взломах, утечках и пропаганде из России
Это означает, что «менее значимые» темы просто остаются незамеченными в ходе общественных дебатов. Однако именно кажущиеся «малозначимыми» вопросы, то, что, на первый взгляд, остается незамеченным, часто ретроспективно оказывается весьма важным. К числу такого рода событий, которые здешнее общественное мнение почти не считает вызывающими беспокойство, относится хакерская атака на Национальный комитет Демократической партии, на главную организацию Демократической партии в Соединенных Штатах, а также публикация адресов электронной почты высокопоставленных демократов — все это является особым средством предвыборной борьбы, направленным против кандидата в президенты от Демократической партии Хиллари Клинтон. В результате глава Национального комитета демократов Дебби Шульц (Debbie Wasserman Schultz) вынуждена была подать в отставку, однако средства массовой информации сообщили об этом, скорее, мимоходом.
Особое внимание обратили на себя малопривлекательные вещи, а также излишне критические высказывания в адрес Берни Сандерса, соперника Клинтон внутри Демократической партии, которые содержались во взломанных хакерами электронных сообщениях. Многочисленные секретные службы — а также сам президент Барак Обама — открыто считают Россию виновной в этом хакерском взломе, однако это дело удостоилось лишь короткого сообщения в немецких средствах массовой информации. А в социальных сетях указание на причастность России вновь было быстро отвергнуто и воспринято как еще один пример «антироссийской кампании». Даже после того как сам Джулиан Ассанж, глава WikiLeaks и самопровозглашенный герой транспарентности, открыто заявил о своем намерении «слить» еще больше материалов относительно Хиллари Клинтон да еще «по причинам чисто личного характера», это никого не взволновало и даже не стало темой обсуждения для какого-нибудь ток-шоу. Но когда речь заходит об утечках, хакерских атаках, об американских посягательствах и вторжении в нашу частную сферу, то тогда ни одна возможность обсудить затронутые вопросы не остается упущенной.
Россия пытается оказать влияние на предвыборную борьбу в США
Естественно — Дональд Трамп, этот политический хам, способность которого концентрировать свое внимание сопоставима с возможностями пятилетнего ребенка с проблемами как раз в этой области, затмевает (в буквальном смысле) весь процесс предвыборной борьбы. Да и что представляет собой компьютерный взлом в сравнении со скандальными высказываниями, которые неизбежно вновь и вновь привлекают к себе внимание средств массовой информации?
Раньше, в прекрасно обозримые и довольно упорядоченные времена холодной войны, люди боялись того, что коммунистические партии могут управляться из заграницы, или того, что Москва с помощью «пятых колонн» может или хочет оказать влияние на политику классового врага — и все это — как, впрочем, и в обратном направлении — соответствовало, как оказалось, действительности.
Проникнуть непосредственно в центр управления партии и совершенно наглым и открытым образом пытаться повлиять на предвыборную борьбу в пользу одного из кандидатов в одной не самой незначительной стране — это уже совершенно новое качество (вопрос о том, почему Трамп является для Путина предпочтительным президентом, можно будет обсудить в другом месте). Впрочем, такого рода прямое воздействие на ход предвыборной борьбы не является прецедентом. В 2015 году российские хакеры в течение нескольких недель имели доступ к серверам Бундестага — они проникли тогда в самое сердце немецкой демократии. И каковой была реакция в тот момент? Почти никакого беспокойства.
Это, естественно, приводит нас к вопросу о том, почему не признается очевидное — то, что мы имеем дела с совершенно новым качеством оказания политического влияния со стороны другого, не очень дружественного (внимание — преувеличение) настроенного по отношению к Западу государства. На фоне бурного потока событий сложно понять снисходительное отношение к России — идет ли речь об управляемом государством использовании допинга или о войне на востоке Украины, которой без Москвы вообще бы не было и в которой Россия, тем не менее, выступает в качестве возможного посредника.
Два фактора в данном случае, судя по всему, имеют решающее значение — мы еще, на самом деле, совершенно не осознали, в какой степени кибермир, мир более или менее анонимных хакеров, уже превратился в поле боя, где сталкиваются идеологические и политические противоречия. И еще — в век характерной для постмодерна пропаганды, в которой все возможно и ничего уже не может быть «правдивым» или соответствующим фактам, побеждает тот, кто лжет самым наглым и самым откровенным образом, тот, что не боится быть пойманным на месте преступления — будь то ложь, аннексия или кража баз данных. В этой области с большим отрывом лидирует один человек — Владимир Владимирович Путин.
Сильке Темпель является главным редактором журнала Internationale Politik, издаваемого Немецким обществом внешней политики (Deutsche Gesellschaft für Auswärtige Politik).