В последнее время западная пресса пестрела репортажами и аналитическими статьями о Поле Манафорте (ныне уже бывшем менеджере президентской кампании Дональда Трампа) и его связях с бывшим украинским президентом Виктором Януковичем, российским президентом Владимиром Путиным и российской разведкой, при этом на свет только начинают выходить более глубокие связи между украинскими олигархами и Вашингтоном. Опубликованный газетой New York Times репортаж о связях семьи Клинтон с международным финансированием, включая украинских олигархов, был лишь верхушкой айсберга.Как республиканцы, так и демократы получали щедрые суммы от президента Леонида Кучмы и Виктора Януковича, а также от украинских олигархов, стремящихся снискать расположение американской общественности. Некоторую информацию можно найти в тех случаях, когда американские консультанты были зарегистрированы в Акте о регистрации иностранных агентов (FARA), в других же требуется дальнейшее расследование.
Виктор Пинчук и Клинтоны
Виктор Пинчук, ближе всех связанный с Клинтонами украинский олигарх-филантроп, — единственный, кто попытался создать свой новый имидж на Западе. У него давние связи с американскими политическими консультантами. В эпоху Кучмы для этого использовалось Агентство гуманитарных технологий, учрежденное в 1997 году помимо прочих Валерием Хорошковским, ставшим главой Службы безопасности Украины (СБУ) при президенте Януковиче.В 2003 и 2004 годах Пинчук поставил себе цель привезти на Украину таких американских знаменитостей, как Генри Киссинджер (Henry Kissinger), Ричард Холбрук (Richard Holbrooke), Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski) и бывшего американского президента Джорджа Г. У. Буша, чтобы улучшить имидж Кучмы и Украины на международной сцене в разгар скандала, окрещенного по аналогии с Уотергейтом «Кучмагейт», связанного с убийством журналиста Георгия Гонгадзе и нелегальной продажей Ираку радаров «Кольчуга» (хотя коалиционные силы их так и не обнаружили). Агентство гуманитарных технологий работало в интересах «украинского правительства» (контракт был подписан политтехнологом Владимиром Грановским), нанявшего PR-компанию Hill and Knowlton. Агентство гуманитарных технологий также наняло BKSH Associates для работы по связям с общественностью, другой контракт был подписан между агентством и Washington World Group.
В поисках расположения международных важных персон Пинчук был избран членом совещательного совета мозгового центра Международной кризисной группы. С 2006 г. Пинчук организовал ежегодный бизнес-ланч и круглый стол по благотворительности на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Пинчук — единственный украинский олигарх, лоббировавший европейскую интеграцию при помощи Ялтинской европейской стратегии (YES), неправительственной организации, учрежденной им в 2004 году. На этих ежегодных встречах присутствовали многие политики со всего мира и такие важные персоны, как бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэйр и, разумеется, Клинтоны.
У Пинчука сложились особенно добрые отношения с бывшим президентом Америки Биллом Клинтоном после пожертвования Библиотеке Клинтона и поддержки программы фонда Уильяма Дж. Клинтона по борьбе с ВИЧ/ СПИД. Жена Пинчука Елена борется с распространением СПИДа на Украине при помощи Фонда против СПИДа Елены Пинчук. Когда Хиллари Клинтон занимала пост госсекретаря в 2009-2013 годах, фонд Клинтона получил 8,6 миллионов долларов от фонда Пинчука (см. также здесь). Пинчук также сделал солидное пожертвование НПО «Дети Чернобыля».
В Киеве Пинчук открыл Музей современного искусства (тяга к искусству объединяет постсоветских нуворишей), его фонд поддерживает современных украинских художников. В бытность Януковича президентом представителем Пинчука в США был Даг Шон (Doug Schoen) из Нью-Йорка.
Европейский центр современной Украины нанял Podesta Group, чтобы лоббировать свои интересы в Вашингтоне. Энтони Подеста (Anthony Podesta) — один из лучших лоббистов в США, приближенный к демократической партии, а его брат, Джон Подеста, бывший начальник штаба Билла Клинтона, теперь является менеджером кампании Хиллари Клинтон. Европейский центр современной Украины заявил, что «стремится держать в курсе событий американское правительство, лидеров общественного мнения, решающих лиц в политике и гражданское общество, главным образом, сосредоточившись на осуществляемых на Украине реформах как части обязательства по становлению полноценной демократии западного типа». Другие консультанты, нанятые Партией регионов и не зарегистрированные в Акте о регистрации иностранных агентов, включали Blue Star Strategies и Mercury Communications, сотрудничавшие с Европейским центром современной Украины и получившие за это 1,4 миллиона долларов в 2012-2013 годах.
Мозговые центры в Вашингтоне
Мозговые центры открывают черный ход к лоббированию в американском правительстве, не требуя регистрации в Акте о регистрации иностранных агентов и несмотря на Закон об открытости лоббирования. Пинчук уже давно переводил пожертвования институту Брукингса за проекты, возглавляемые бывшими американскими послами на Украине Карлосом Паскуалем (Carlos Pascual) и Стивеном Пайфером (Steven Pifer). Он также жертвовал значительные суммы Институту международной экономики Петерсена, когда Андерс Аслунд (Anders Aslund) был его старшим научным сотрудником.
Председателем международного совещательного совета Фонда эффективного управления Рината Ахметова был Ким Кэмпбелл (Kim Campbell), в течение полугода занимавший пост премьер-министра Канады в 1993 году. Бывший сенатор США Линкольн Чафи (Lincoln Chafee) также был членом международного совещательного совета Фонда эффективного управления, но его имя исчезло из списка членов совета. С 2011 года Чафи занимает пост губернатора штата Род-Айленд.
Юристы
Пинчук и Сергей Тигипко наняли детективное агентство Кролл в интересах днепропетровской партии труда, чтобы обелить имя президента Кучмы в связи с его участием в убийстве Гонгадзе. Их отчет был представлен в документальном фильме «PR», выпущенном к украинским парламентским выборам в марте 2002 года. Несмотря на то, что полицейских посадили в тюрьму за убийство, никто из высшего состава — из тех, кто отдал приказ напасть на Гонгадзе, — не был обвинен в совершении уголовного преступления.
В 2010 году украинское правительство во главе с Николаем Азаровым заплатило 3 миллиона долларов за международный аудит правительства Юлии Тимошенко в 2007-2010 годах. Контракт был подписан с юридической и лоббистской компанией Trout Cacheris, международной юридической компанией Akin Gump Strauss Hauer & Feld, клиентом которой числится донецкий олигарх Ринат Ахметов, и детективным агентством Кролл. Ни одна из этих компаний не имела опыта в проведении профессионального аудита.
В 2012 году американская юридическая фирма Skadden Arps Slate Meagher & Flom провела масштабное расследование по делу политических обвинений против Тимошенко в связи с неназванной суммой. В то время пресс-атташе Госдепартамента США Виктория Нуланд (Victoria Nuland) ответила на вопросы журналистов об этом докладе так: «Мы обеспокоены тем, что юристы из Skadden Arps, очевидно, не захотели находить политических мотиваций. В докладе также не рассмотрена выборочность в судебных процессах, тех, кто был выбран для процессов против нее и бывших членов ее правительства». Нуланд добавила: «Кто бы ни выступал заказчиком этого расследования, каким бы ни была его цель, оно было неполным и не дает точной картины событий». Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение, что судьи нарушили права защитников Тимошенко и Юрия Луценко на встречи со свидетелями, вызов свидетелей со своей стороны, представление доказательств и доступ к доказательствам, хранящимся в государственных органах.
Вторым фактором было то, как Skadden выиграл тендеры без всякого конкурса, при том что украинским юридическим фирмам не была предоставлена возможность бороться за эти тендеры, что сейчас дало повод к уголовному расследованию заново сформированного национального антикоррупционного бюро. Украинский эксперт Сергей Куделя заявил, что: «Весь процесс розыгрыша тендеров уже давно играл второстепенную роль в энергетическом секторе украинской экономики из-за растущего уровня коррупции. Коррупция при розыгрыше тендеров сохранялась и при президенте Ющенко, ее уровень резко вырос во время подготовки к чемпионату по футболу Евро 2012, когда контракты раздавались без тендеров (главным образом, донецким компаниям). Изменения в законе о тендерах в 2012 году институционализировали коррупцию, отменив розыгрыш тендеров и контрактов, как в случае с юридической фирмой Skadden, отдав их на усмотрение правительства и лишив процедуру какой-либо прозрачности».
Юридическая компания Akin Gump работала в интересах Рината Ахметова, близкого соратника Януковича с 1990-х годов. Ахметов поставил перед компанией задачу угрожать академикам и журналистам исками о клевете в связи с их расследованиями и публикациями о его темном прошлом и связях с организованными преступными группировками Донбасса. Издательство университета Торонто разорвало контракт на публикацию книги с автором статьи в 2014 году, получив угрозы от Akin Group, потребовавшей, чтобы перед публикацией компании предоставили рукопись. Таким образом украинские олигархи накладывали свои ограничения на СМИ и ученых, действуя в соответствии с политикой, которую они вели на Украине, в западных демократиях.
Они не стоят тех денег
Американские политические консультанты и лоббисты стоят недешево, а дивиденды оказываются намного ниже огромных финансовых затрат. Значительные вложения Партии регионов в американских консультантов и лоббистов не помешало Конгрессу США вынести строгие резолюции по Украине. Один опытный вашингтонский политик на Украине объяснял отношения затрат-выгод следующим образом: «Гораздо важнее, сработало лобби или нет. Опираясь на свои наблюдения, я могу утверждать, что проправительственные PR-компании (за Кучму ли они выступали или за Януковича) получили низкий доход от своих инвестиций. Не из-за низкой компетенции этих лоббистов (некоторые из них, напротив, вполне компетентны), но из-за отсутствия у них хорошего предмета торга. Гораздо более значимой для развития отношений США и Украины по сравнению с ролью PR-компаний в последние двадцать лет, как до, так и после независимости, была роль Конгресса, включая Хельсинскую комиссию».
Ирония Вашингтонского карточного домика состоит в том, что в лоббирование интересов авторитарных и коррумпированных политических лидеров было вложено гораздо больше денег, чем в прозападные демократические силы, поддерживавшие Оранжевую революцию и Евромайдан. Да, грязные деньги готовы взять и республиканцы, и демократы.