Женское лицо войны
План перемоги розкриють українцям частково, - Єрмак Зеленський шукає посилення підтримки, але США "знизали плечима", - WSJ Припинення вогню не принесе користі Україні, Путін завжди порушує своє слово, - Bloomberg "Вражає до глибини душі": лідер гурту "Maneskin" презентував сольний кліп (відео) Усі військовозобов'язані, які не оновили дані, перебувають у розшуку поліції, - ТЦК Половина українських дронів не долітає до цілі, - Bild Режисер-воїн Сеітаблаєв зізнався, що піднімав руку на свою кохану Скандал в Угорщині: Орбан відреагував на заяву про марність захисту країни Хоче створити НАТО для Азії: у Японії обрали нового прем'єр-міністра Європа готує запуск "вбивці" Visa і Mastercard, - Bloomberg "Перепочинок" у Харкові - урок для Заходу: у WSJ вказали на важливість ударів по Росії Кадри з дрона вперше показали, як косатки полюють на несподівану здобич Samsung анонсувала "народний флагман" Galaxy S24 FE: майже як S24+, але дешевше Коли Україні дозволять бити вглиб РФ: очільник МЗС Британії обнадіяв заявою Співачка Лана Дель Рей несподівано вийшла заміж за красунчика (відео) Американка поїла в "ресторані Габріеля" з "Емілі в Парижі" та розповіла, що з ним не так Понад половина піхотинців-новобранців ЗСУ гине або отримує поранення у перші дні, - FT Не Tesla і не Toyota: названо найпопулярніший автомобіль в Європі Time Out визначив найкрутіші райони у світі: лідер – у найсуперечливішому місті Франції У Британії розкрили, коли можуть ухвалити зняття обмежень на далекобійну зброю для ЗСУ Експерти радять ніколи не класти шоколад у холодильник, бо це шкідливо РФ може завдати "смертоносних" ударів, якщо США дозволять бити вглиб її території, - NYT Аліна Гросу прокоментувала скандал з "дипломатичною посадою" в США У США підтвердили виділення Україні військової допомоги на понад $5 мільярдів Як відучити кота дряпати меблі: ветеринарка поділилася порадами

Есть такая профессия - Родину защищать. И делать это хотят не только мужчины. Несмотря на недоступность надлежащего военного образования и дискриминации со стороны представителей сильного пола, тысячи женщин с оружием в руках воюют на востоке Украины. УНИАН узнавал, как менялся их статус в течение двух лет войны.С самого начала военных действий на востоке Украины бок о бок с мужчинами воюют женщины. Они также выполняют боевые задачи, рискуя собой, при этом заработную плату получают в несколько раз меньше коллег мужского пола. В течение двух лет ситуация объяснялась действующими ограничениями при назначении женщин на боевые посты - еще недавно их регистрировали только «начальницей бани», швеями и представителями других «мирных» профессий. То есть женщина могла подвести вражеский танк, а на бумаге остаться «поваром» или вообще не значиться в списке личного состава ...

Приказ Минобороны №292 от 3 июня 2016 позволил женщинам служить в боевых подразделениях ВСУ. Теперь они могут занимать должности командира боевой машины пехоты, пулеметчика, механика-водителя, наводчика, разведчика, снайпера и другие. И это решение, призванное изменить судьбу многих женщин-военных, стало результатом упорной работы их же боевых сестер. Не женское дело «Хотите равенства, идите в армию!» - Эту фразу в свой адрес в какой-то момент могла услышать чуть ли не каждая украинская женщина. До того, как в страну пришла война, выражение воспринимался несколько иначе, но в 2014-м многие женщины действительно просто подписали контракт с ВСУ, но и поехали на фронт. Согласно информации Минобороны, на начало июня 2016 года на Вооруженных Силах Украины проходят военную службу и работают 49 500 женщин. Среди них больше 17 000 военнослужащих, из которых более 2000 - офицеры. Впрочем, женщине приходится прилагать вдвое больше усилий, чтобы зарекомендовать себя в армии. Поэтому представительницам слабого пола еще трудно попасть на фронт, а особенно, добиться права участвовать в боевых выходах. На первой ротации бойцу батальона имени Джохара Дудаева Амине Окуевий действительно пришлось спорить с командованием.

«Для меня решение идти на фронт не было чем-то неожиданным и спонтанным. Но попасть на фронт - это одно, а начать выполнять боевые задачи - совсем другое. На первой ротации, когда мы около 40 дней простояли под Дебальцево в поселке Чернухино, у меня, в основном, были внутренние наряды и всего лишь несколько выездов за все время. Приходилось за них бороться и спорить с командованием. Когда в Украину приехал боевой генерал Мунаев, я была на своей первой ротации, так что общались мы сначала только по телефону. Но, как только я вернулась из ротации, сразу же приехала в расположение батальона имени Джохара Дудаева и лично познакомилась со всеми. Иса сразу отнесся ко мне замечательно: он видел во мне не только сестру, но и бойца. Часто повторял, что я - «человек» (это у нас считается похвалой для боевой и активной женщины). Сегодня и мой муж Адам Осмаев - нынешний командир батальона имени Джохара Дудаева, придерживается таких взглядов, качества бойца не зависящие от гендерной принадлежности, и никогда не отказывает мне в участии в боевых операциях », - рассказывает она. Без особых проблем обжилась на фронте и боец ​​Украинской Добровольческой Армии Елена Белозерская. «Мне было легче, чем большинство, я еще в апреле 2014-го приехала в« АТО »с мужем и друзьями. Но я хорошо помню историю, как на базе будущего ДУК «ПС» (теперь это база 5-го батальона Украинские добровольческой армии) тогдашний исполняющий обязанности коменданта заявил, что мы, мол, как Запорожская Сечь - то что у нас на базе делают женщины? Женщин тогда на базе было всего трое: будущая легенда украинского фронтовой медицины Яна Зинкевич, жена одного разведчика, тоже медик, и я. А потом все как-то привыкли, что и на базе, и на передовой есть девушки, и не только в качестве медиков. Есть и снайперы, и саперы, и кто угодно », - вспоминает доброволец.

А вот инструктор по медицинской подготовки «Азову» Елена Мосийчук рассказывала СМИ, как ребята отказывались ехать с ней на боевые выезды, потому что «она баба и будет истерить». Впрочем, по словам Белозерской, в других подразделениях в присутствии женщин на передовой относятся лучше, чем в «Азове», где, по ее мнению, мужской шовинизм особенно вошедшей. В свою очередь Окуева замечает, что тем, кто сталкивается с проблемами дискриминации, главное не молчать, а показывать свою боеспособность. «Многое зависит от того, как себя с самого начала поставишь и зарекомендуешь в отношениях с сослуживцами и командованием», - говорит она. Стереотипы на передовой и в тылу В то же время, девушки отмечают, что некоторые стереотипы передовой не работают. Например, о женской требовательность. Женщины с пониманием относятся к любым неудобств, даже к совместному проживанию. «Не могу знать, какие особые потребности нужны женщинам по сравнению с мужчинами. Разве что, принять душ отдельно. Не знаю, как в крупных воинских частях, но в небольших это происходит по договоренности. Относительно медицинского обслуживания тоже не вижу никаких специфических проблем. Естественно, что в госпиталях всегда были и сейчас есть специалисты различных профилей, в том числе и врачи по женской части. Относительно раздельного проживания, конечно, если позволяют бытовые условия в расположении, то всегда идут навстречу. Если же, особенно во временных расположениях на фронте, такой возможности нет, то не вижу в этом никаких проблем. В условиях боевых действий на ночь в пижаму никто не переодевается. Хорошо, если есть возможность хотя бы обувь снять », - рассказывает Окуева. Такого же мнения придерживается Белозерская: «Кроме средств гигиены, ничего специфического женщинам не нужно. В том числе и отдельного помещения. На передовой женщины всегда живут вместе с мужчинами. На базах - отдельно, если хватает комнат. Если комнат не хватает, или когда все живут в армейских палатках - женщины живут вместе с мужчинами, и ничего страшного в этом нет ».

В «тылу» обе женщины-военные не сталкиваются с проблемами понимания - близкие их полностью поддерживают. Однако везет далеко не всем. Так, социологическое исследование «Невидимый батальон», проведенное около года назад, зафиксировало случаи, когда социальные службы пытались забрать ребенка у женщины, защищала свою страну. «Было несколько таких случаев. Причем там речь шла не о младенце, а детей уже среднего и старшего школьного возраста. И не брошенных на произвол судьбы, а оставленных на время с родителями женщины. Также был случай, когда мужчина пытался отобрать у жены ребенка при разводе, аргументируя это тем, что она плохая мать, потому что воюет ... », - вспоминает координатор исследования, руководитель волонтерской организации« Центр поддержки аэроразведка »Мария Берлинская. Несправедливый деление на «людей» и «женщин» Именно благодаря «невидимой батальона» широкой общественности стало известно об имеющейся на передовой гендерную несправедливость. Это была вообще первая в Украине попытка детально разведать проблемы женщин в АТО. «Невидимый батальон» сначала задумывался мной как социологическое исследование и фотопроект. Именно исследования мы начали в конце лета прошлого года, а результаты презентовали 4 декабря. Я старалась, чтобы процесс постоянно освещался в СМИ, чтобы женщины сами приходили на эфиры и рассказывали об этом абсурд: в воюющей стране в армии существует разделение фактически на «людей» и «женщин», - говорит Мария Берлинская. Она признается, что изменить такое положение вещей было крайне трудно. Однако постепенно простое исследование переросло в широкую гражданскую инициативу по борьбе за возможности женщин на равных проходить службу в Вооруженных силах Украины. «В начале кампании чиновники из профильного министерства (Минобороны - УНИАН) и Генштаба мне объясняли, что ничего не получится. Но для меня эти изменения стали вопросом принципа. Этот вопрос как гендерного равенства, так и, что не менее важно, обороноспособности страны », - говорит Мария Берлинская.

По ее словам, пока украинская армия остается закрытым клубом, в котором царит постсоветская ментальность. «Это закрытый мужской клуб. Они прикрываются «заботой о женщинах»: «Война - не женское дело, мы же женщин храним». Впрочем, на самом деле для них даже обидно, которыми может управлять женщина », - говорит она и добавляет, что главным критерием службы должен стать профессионализм, а не пол.

По ее убеждению, за равными возможностями мужчин и женщин в армии - будущее страны. И результаты исследования «Невидимый батальон» демонстрируют, многие женщины-военных хотят служить в армии по собственному желанию, занимать руководящие и выгодные для них должности. Поэтому приказ Минобороны №292 Мария Берлинская считает только первым шагом в реформировании, ведь 2/3 должностей для женщин-военнослужащих все равно остаются недоступными. Особенно критическая ситуация с назначениями женщин на должности офицеров - очень незначительное количество лиц слабого пола имеют старшие и высшие воинские звания. Как результат, женщины не участвуют в принятии решений о приоритетах развития армии, в выработке оборонной политики. Такая ситуация продиктована тем, что при назначении на руководящие должности учитывается высшая военная образование, которое, по словам Берлинской, женщинам просто не дают получить. «Момент образования, на самом деле, ключевой. Не дают женщинам получить высшее военное образование. Девушек просто не принимают. Поэтому у нас женщины становятся специалистами именно на войне, уже в процессе. Она не получала, например, снайперскую образование, но стала снайпером на практике », - объясняет Берлинская. Подчеркнем, что исследование «Невидимый батальон» охватило только вопрос карьеры женщин в ВСУ. Неизученными остаются структуры МВД, пограничники, СБУ ... Именно этим Мария Берлинская планирует заниматься в краткосрочной перспективе. Главная ее цель - полное изменение концепции набора граждан Украины в силовой блок. Сейчас на повестке дня Марии - исследовать ситуацию в Нацгвардии, если на то удастся получить добрую волю командующего НГУ.

Интересно, что сами женщины-военнослужащие по-разному оценивают приказ № 292. Так, Елена Белозерская не его поклонницей так как считает, что поощрять женщин к войне не требуется. «Те женщины, которые созданы для фронта, попадут туда все равно, даже если для этого им придется официально считаться поварихами и уборщицами. А остальных туда зачем? Конечно, не должно быть прямого запрета женщинам воевать на передовой. Не имеют быть наказуемы командиры, их туда допускают. Но поощрять женщин служить и воевать тоже не нужно », - говорит она. В свою очередь Амина Окуева считает такое решение Минобороны важным и правильным, однако отмечает, что без активной работы сам приказ вообще мало что даст. По ее убеждению, для этого нужно использовать опыт других стран, где женщины давно и прочно занимают свою нишу в силовых структурах. «Например, один знакомый израильский спецназовец рассказывал, как проходило их обучение по использованию стрелковых типов оружия. Инструктором была хрупкая девушка, которая очень ловко использовала пулемет. После этого у курсантов-мужчин был дополнительный стимул, чтобы «не ударить в грязь лицом», - рассказывает она. ... В мае этого года на встрече с представителями Офиса связи НАТО в Украине министр обороны Степан Полторак заявил, что основной целью реформирования украинской армии является создание Вооруженных сил по принципам и стандартам, принятым в странах НАТО. Опыт членов альянса доказывает, что на женщину в армии можно рассчитывать. Но коснутся декларируемые министром изменения места женщин в украинской армии - покажет время. Впрочем, ожидая это, девушки с оружием в руках и под пулями врага ежедневно доказывают, что украинские женщины - не слабый пол.