Замминистра финансов России Максим Орешкин прогнозирует обвал рынка США, "жесткую посадку" экономики Китая и длительный период адаптации стран-экспортеров нефти к новой экономической реальности.
"В мире сейчас несколько заблуждений о будущем экономического роста. Начиная с США. Если посмотреть прогноз МВФ и большинства банков — рост будет 2,5–3% ВВП на два-три года вперед. Вряд ли эти прогнозы верны", — сказал Орешкин в интервью "Коммерсант-деньги".
Замглавы Минфина пояснил, что экономика США близка к "перегреву" — по этой причине, по его мнению, ФРС начала повышать ставки. "Главный шок для рынка будет тогда, когда все поймут, что не будет роста в 2,5–3% ВВП — экономика США будет расти на 1–1,5%. Что почти неизбежно, если только магическим образом не начнет расти производительность труда. Переоцените всю экономику с роста в 2,5–3% ВВП до 1–1,5% — получите резкое снижение будущей выручки компаний. Возможен обвал рынка", — сказал Орешкин.
Скептически он отнеся и к прогнозам сохранения роста экономики Китая на уровне 6% в год.
"В теории он может и дальше расти по 6% в год, вот только внутренний долг для этого должен увеличиться с 230% ВВП до 310%. Но деревья не растут до небес, китайские власти это понимают", — считает Орешкин. По его словам, власти Поднебесной преодолевали кризис, накачивая экономику инвестициями через кредиты.
"Но инвестиции под 50% ВВП нереально поддерживать. За этими инвестициями, прибыльность которых с каждым годом снижается, потому что ты строишь то, что уже не нужно, стоят долг и сбережения. А формирующиеся дефляционные тренды усугубляют ситуацию", — сказал замминистра.
"Наступает так называемый Minsky moment, когда все кредитуют-кредитуют, а потом вдруг понимают: оп-па, больше нельзя", — добавил он. "Жесткая посадка" в Китае, по словам Орешкина, вероятна еще и из-за психологии: последний кризис в этой стране был 25 лет назад — в 1989 году, а значит, у современных китайцев, в отличие от россиян, нет опыта жизни в условиях шока.
Он напомнил, что в России во время кризиса 2008–2009 годов была паника, а в 2014–2015 годах ее нет, потому что люди подготовлены к внешним шокам, которые, по мнению Орешкина, были гораздо сильнее. "У нас кризис — окей, включаем "кризисный режим": экономим на том, на этом, переходим на сокращенную неделю и так далее", — сказал он.
"Россия — один из лучших образцов макроэкономической политики. Доказательство — и действия рейтинговых агентств, и поведение иностранных инвесторов", — уверен Орешкин. Он отметил, что по итогам 2015 года наблюдается активный приток средств инвесторов в ОФЗ. "В последние месяцы фонды выводили деньги, например, из Бразилии, и вкладывали в нас", — сказал он.
Орешкин признал, что России еще предстоит справиться с шоком, связанным с падением цен нефти, и адаптироваться к новой экономической реальности, когда цены "черного золота" длительное время будут на уровне около 50 долларов за баррель. А это означает, что сокращение внутреннего спроса в РФ неизбежно.
Аналогичную адаптацию, по его мнению, придется пройти и другим странам-экспортерам нефти. "Саудовская Аравия за счет резервов два-четыре года продержится, крепкий орешек. Норвегия и Чили устойчивы", — считает Орешкин. "Но и здесь эффект структурной адаптации к новой реальности ощущается, нефтяные компании серьезно сокращают объем инвестиций", — сказал он.