В пятницу Грозный отмечает сразу два больших праздника. Городу исполняется 200 лет, а главе республики Рамзану Кадырову – 42. Больше 11 лет Кадыров находится у власти в Чечне, и все развитие республики проходит под его непосредственным контролем. Каковы же главные достижения Чечни за годы под управлением Кадырова?
Рост туристического потока
В Чечне регулярно фиксируют рост туристического потока. Недавно были опубликованы новые данные – в 2018-м туристов в республику прибыло на 248 процентов больше, чем в 2015-м. Крым, к примеру, не может похвастаться такими успехами – сюда в 2018-м приехало примерно на 20 процентов больше отдыхающих, чем в 2015-м.
Но статистика в процентах – это одно, а количество реальных отдыхающих – совсем другое. В Крыму речь идет о пяти миллионах человек, в Чечне же пытаются достигнуть цифры в сто тысяч.
Не совсем ясно, откуда берется озвучиваемая официальными лицами численность туристов в 80–100 тысяч человек за год. По данным Чеченстата, число людей, обслуженных турфирмами в Чечне в 2017 году, составило около шести тысяч человек.
В целом ничего удивительного в этом нет – в Чечне нет ни моря, ни обширного списка объектов исторического наследия. Центр города Грозного – это новострой, все здания тут были разрушены в ходе военных действий в конце 90-х. Красоты горной Чечни находятся на приличном расстоянии от столицы республики, и добраться до них можно только на личном транспорте (из Грозного не ходит автобусов ни до курорта Ведучи, ни до озера Кезеной-Ам).
Инфраструктура для туризма в республике пока развита слабо. Здесь только две крупных гостиницы, стоимость номера в них – от 7 тысяч рублей в сутки. Есть небольшие частные гостиницы подешевле, мест в которых крайне мало. То же самое касается хостелов.
Рост экономики
Важнейшая цифра для российских регионов – внутренний региональный продукт (ВРП) – в Чечне растет ежегодно. В 2017-м Рамзан Кадыров озвучил существенную цифру – 8,4 процента роста по сравнению с 2016-м.
Но и тут проценты, увы, скрывают истину. Экономика Чечни – самая последняя в России, ей в списке отведено 85-е место из 85. Постоянный рост, о котором заявляют в правительстве республики, – это так называемый эффект низкой базы, когда наличие хоть чего-либо на фоне полного нуля уже выглядит прогрессом.
Глава республики не раз заявлял, что реальные цифры ВРП Чечне простительны – послевоенный регион все еще восстанавливается. Но с каждым годом в это оправдание будет все сложнее верить, ведь в республику уже вложено такое количество денег из федерального бюджета, что никто из экономистов не берется их подсчитать.
Строительство «Ахмат-Тауэр»
Пожалуй, самая грандиозная стройка на Северном Кавказе за всю современную историю. Многофункциональный комплекс «Ахмат-Тауэр» будет насчитывать 102 этажа – на пять больше, чем в московской башне «Федерация». Его высота достигнет 435 метров, по высоте Тауэр уступит только башне «Лахта-центр» в Петербурге (высота 462 метра).
Здесь будет все – торговый центр, офисные помещения, жилые апартаменты класса люкс, фитнес-центры и рестораны. Под самой крышей башни, названной в честь первого президента Чечни Ахмата Кадырова, расположится посвященный ему музей. Выглядеть здание будет как огромная вайнахская сторожевая башня.
О планах по строительству «Ахмат-Тауэра» Рамзан Кадыров заявил несколько лет назад. На фоне шагающего по стране экономического кризиса его намерение строить непомерно дорогой небоскреб выглядело удивительно, но глава республики заверил, что башня будет построена исключительно на деньги инвесторов.
Стоимость строительства постоянно растет: в 2016-м говорилось о 500 миллионах долларов, в 2017-м – уже об одном миллиарде долларов. Скорее всего, цена будет лишь расти: к примеру, та же башня «Федерация», построенная еще до экономического кризиса, обошлась в 1,2 миллиарда долларов.
Площадку под строительство «Ахмат-Тауэра» видно со смотровой зоны одной из высоток комплекса «Грозный-сити». Строительные работы там идут, но очень медленно – в землю забиты сваи, закладывается фундамент. До сих пор не известно, найдены ли на строительство деньги.
Открытие курорта Ведучи
В 2010 году Рамзан Кадыров озвучил намерение превратить Чечню в рай для любителей зимних видов спорта. Местом паломничества будущих туристов должен был стать горнолыжный курорт Ведучи.
Здесь должно быть построено 19 горнолыжных трасс разной степени сложности, шикарная огромная гостиница плюс комплекс шале – современных, но по форме соответствующих традиционным вайнахским постройкам.
План проекта выглядит потрясающе. Ответственным за его претворение в жизнь был назначен миллиардер Руслан Байсаров, чеченец по национальности. Совпадение или нет, но Байсаров даже прописан в селе Ведучи, где строится горнолыжный курорт.
Радужным планам, похоже, не суждено сбыться – экономический кризис отразился не только на кошельках простых россиян, но и на решениях Внешэкономбанка, у которого Байсаров планировал взять более восьми миллиардов рублей на проект. Банк несколько лет рассматривал эту заявку, сумма которой становилась все меньше: в 2016-м ВЭБ сообщил, что изучает возможность выделения 1,8 миллиарда рублей на Ведучи.
С тех пор курорт был открыт дважды – в 2013 и 2018 годах, оба раза власти организовывали там большой праздник с участием популярных звезд эстрады. Сейчас в Ведучи функционирует один горнолыжный спуск и небольшая гостиница с рестораном. Дорога к курорту местами недостроена. Недавно она была передана в федеральную собственность.
Долгожданный завод
В 2018 году Владимир Путин исполнил обещание, данное Рамзану Кадырову несколько лет назад, и поручил «в целях развития промышленного производства» передать в собственность республики 100 процентов акций «Чеченнефтехимпрома». Кадыров ранее не единожды заявлял, что если нефтяные активы окажутся в собственности Чечни, это поможет серьезно поднять экономику и обеспечить множество рабочих мест.
Предприятию принадлежат два нефтеперерабатывающих завода, участки земли и километры нефтепровода. Большая часть их находилась до последнего времени в управлении «Роснефти», что, впрочем, не приносило Чечне особой прибыли.
Не приносили нефтяные чеченские активы прибыли и федеральному центру – оборудование НПЗ и трубы считаются устаревшими, большая их часть подлежит замене. Добыча нефти сходила на нет еще в 90-е годы, а во время чеченской войны инфраструктура, в том числе нефтедобывающая, была уничтожена.
Ликвидность предприятия достаточно сомнительна, так что передача «Чеченнефтехимпрома» в республиканскую собственность больше похожа на политическую сделку, нежели на выгодную экономическую. Если Рамзан Кадыров захочет восстановить производство в каком-либо объеме, ему придется изыскивать на это немалые денежные средства.
Единство и стабильность
Чечня при Рамзане Кадырове стала лидером по поддержке действующей власти. Несколько лет назад, когда в регионах спорили о необходимости прямых выборов глав субъектов, Кадыров первым высказался за проведение прямых выборов в республике. В итоге в 2016 году такие выборы были проведены – и Кадыров на них получил почти 98 процентов голосов при явке около 95 процентов.
Рамзан Кадыров неизменно занимает первые места в различных рейтингах влияния глав регионов. Он по праву считается самым непотопляемым российским чиновником такого уровня.
Кадыров является членом партии «Единая Россия», поддержка которой в республике практически так же безусловна, как и его личная. Справедливости ради нужно отметить, что в Чечне нет представительств некоторых существующих в России политических партий, в том числе «Яблока» или ЛДПР.