Для мирного плана Соединённых Штатов по палестино-израильскому урегулированию, или, как любит его называть Дональд Трамп, «сделки века», вновь настали сложные времена. К известным трудностям на пути воплощения в жизнь инициативы американской администрации в виде категорически негативной позиции руководства Палестины по отношению к мирному плану добавилась новая неприятность. На этот раз уже со стороны израильтян.
После победы премьер-министра Израиля, лидера правой партии «Ликуд» Биньямина Нетаньяху на досрочных парламентских выборах 9 апреля (он остаётся у власти с 31 марта 2009 года) ему не удалось за отведённое время сформировать коалиционное правительство. Нетаньяху возложил ответственность за провал коалиционных переговоров на лидера партии русскоязычных израильтян «Наш дом — Израиль» Авигдора Либермана, конфликт которого с двумя ультрарелигиозными партиями ШАС и «Яхадут ха-Тора» вокруг законопроекта о призыве ортодоксальных иудеев в израильскую армию стал камнем преткновения в процессе формирования правительства. Как следствие, в конце мая принято решение о роспуске Кнессета (парламента) страны и проведении повторных выборов 17 сентября. Помимо внутриполитического дискомфорта для «Ликуда» и лично Нетаньяху, случившееся, заметим, впервые в истории Государства Израиль с 1948 года (две подряд внеочередные избирательные кампании в течение года), осложнило будущее «сделки века».
Её презентация и так не раз откладывалась, начиная с 2018 года (1). В последний раз это было сделано впритык перед выборами 9 апреля, потом из-за наступления священного для мусульман месяца Рамадан. Предполагалось, что экономическую часть плана ближневосточная команда Трампа, возглавляемая его советником и зятем Джаредом Кушнером, представит 25−26 июня в Бахрейне. По поступающим из Вашингтона сообщениям, созыв мероприятия в одной из арабских столиц Персидского залива в заявленные сроки остаётся в силе. Однако последние развития на политическом поле Израиля поставили перед «сделкой века» дополнительные знаки вопроса.
Палестина как была против плана, так и продолжает пребывать на этой позиции. Посланников главы палестинской администрации Махмуда Аббаса в бахрейнской Манаме в последнюю неделю июня не будет. Израиль, в свою очерель, не смог определиться с правящей коалицией, явить миру правительство, с которым можно что-то планировать хотя бы на среднесрочную перспективу. Палестинцы инициативу Трампа в целом и конференцию в Бахрейне в частности игнорируют. Израильтян лихорадит внутриполитическая неопределённость. Налицо все признаки того, что полное раскрытие содержания «сделки века», которая, по данным посвящённых источников, изложена примерно на 50 страницах, придётся опять отложить во времени. Тем более, когда вслед за «двойными выборами — 2019» в Израиле наступит черед избирательной кампании в США. Поэтому, придётся довольствоваться пока только выкладками экономических положений плана.
Указывая, что предстоящие выборные календари Израиля и США будут препятствовать любым шагам на пути реализации мирного плана в обозримом будущем, вашингтонские аналитики советуют администрации Трампа сосредоточиться на «немедленных мерах по стабилизации» (2). Под такими мерами подразумевается, в первую очередь, запуск экономических проектов на палестинских территориях, включая сектор Газа, а также укрепление безопасности на Западном берегу Иордана, в Восточном Иерусалиме и в палестинском анклаве, где правит движение ХАМАС. Как это будет происходить на практике, никто толком сейчас ни в Вашингтоне, ни в Тель-Авиве и Иерусалиме не понимает. Хотя бы с учётом факта нахождения Газы под полным контролем ХАМАСа и других радикальных палестинских группировок (к примеру, «Исламского джихада»), при том что ХАМАС признан Соединёнными Штатами и Израилем «террористической организацией».
Задача продвижения «сделки века» осложняется к тому же рядом региональных факторов. Внимание США, Израиля и ведущих сил арабского мира отвлечено на Иран, процессы в Персидском заливе, а также в других точках опосредованного противостояния с шиитской державой. Невозможность арабских монархий сфокусироваться на палестинской теме из-за необходимости постоянного военно-политического «слежения» за Ираном проявилась на примере экстренно созванных 30 мая в саудовской Мекке двух саммитов — Лиги арабских государств (ЛАГ) и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). О Палестине в итоговых документах ЛАГ и ССАГПЗ, конечно, не забыли упомянуть. Но далеко не в приоритетном порядке. Приоритетом в последние годы был и остаётся Иран. Арабам, главным финансовым донорам и политическим спонсорам палестинцев, сейчас не до углубления в дебри урегулирования затяжного ближневосточного конфликта с сопутствующим риском поставить под удар заметно улучившиеся отношения с Израилем — потенциально главной ударной силой в военном конфликте с Ираном.
По большому счёту сам Израиль тоже не горит желанием отвлекаться с Ирана, Сирии и Ливана на выяснение отношений с администрацией Аббаса. Любой серьёзный сбой в продвижении плана Трампа чреват для израильтян обострением практически по всему периметру их границ. Отверженность «сделки века» со стороны палестинцев в любой момент, при удобном для противников Израиля случае, может взорвать ситуацию в регионе. Сирия непременно попытается как-то «задеть» Израиль после признанной Соединёнными Штатами в марте этого года аннексии её территории — Голанских высот. В свою очередь, Израиль пытается действовать в превентивном ключе. За последнюю неделю израильская авиация трижды атаковала цели на территории соседней страны. В ночь на 2 июня израильская авиация нанесла удары по позициям сирийских военных в приграничной провинции Кунейтра и в районе Эль-Кисва под Дамаском. Затем, спустя сутки, по расположению авиабазы «Ат-Тияс» (Т-4) в центральной провинции Хомс.
Ливанская «Хизбалла» также ждёт повода развернуть очередные масштабные боевые действия на северных границах еврейского государства, применив против южного противника накопленный годами ракетный арсенал.
Безусловно, будут реагировать сами палестинцы — эскалацией на Западном берегу и запусками ракет из сектора Газа. Как следствие, Израиль может получить войну на три фронта при непрямом, но самом заинтересованном участии в ней Ирана.
В 40-ю годовщину Дня «Аль-Кудс» («День Иерусалима»), которая отмечалась в Иране и других региональных точках «сопротивления сионистскому режиму» в последнюю пятницу Рамадана (31 мая) с внушительным размахом, Тегеран косвенно дал понять, что он готов к развёртыванию трёх фронтов против Израиля при любой попытке с его стороны атаковать Исламскую Республику. «Сделка века» стала в руках Ирана средством мобилизации в регионе антиизраильских сил и поддержанием их в постоянной боевой готовности.
Биньямину Нетаньяху после неудачи с формированием правительства по итогам апрельских выборов приходится брать в расчёт и вероятные внутриполитические издержки в связи с продвижением мирного плана. Левоцентристкая партия «Кахоль Лаван» («Синие и белые») получила по итогам выборов 9 апреля такое же количество мест в Кнессете, как и премьерский «Ликуд» — 35 мест. И лишь попадание в парламент 21-го созыва большего числа правоцентристских фракций позволило Нетаньяху получить от президента Реувена Ривлина прерогативу по формированию правительства. Если действующему премьеру не удастся предотврать масштабный военный кризис на границах страны, оппозиционный блок «сине-белых» во главе с бывшим начальником Генштаба ВС Израиля Бени Ганцем может развернуть внутриполитическую ситуацию на себя (3). Поэтому резкие телодвижения с продавливанием «сделки века», навязыванием её палестинцам в предстоящие три предвыборных месяца в целом противопоказаны Нетаньяху.
Трамп уже отправил ему сигнал недовольства в связи с затянувшимся избирательным циклом в Израиле. Хозяин Белого дома не на шутку раздосадован неспособностью своего союзника в ближневосточном регионе зафиксировать политическую ситуацию, чтобы можно было как-то сдвинуть «сделку века» с мёртвой точки. Детище Трампа может так и остаться на бумаге, что его решительно не устраивает. И, как можно понять из последних заявлений, изрядно раздражает. Ведь Трамп и так пошёл на большие издержки в отношениях с арабским миром, преподнеся Нетаньяху два огромных «подарка» в виде признания в декабре 2017 года Иерусалима израильской столицей, а затем в марте 2019-го подписания декларации о признании Голанских высот территорией еврейского государства. Подарки сделаны, они внесли, по сути, решающий вклад в победу Нетаньяху на апрельских выборах. Однако внешнеполитические инвестиции Трампа не привели к выгодам для его ближневосточной инициативы. Скорее, напротив, «сделка века» последними событиями в регионе отброшена в позицию неактуального проекта, над которым к тому же стали иронизировать все, кому не лень.
Так, главный переговорщик Палестины Саиб Эрекат, один из ведущих критиков администрации Трампа в команде Аббаса, на днях предсказал, что решение Израиля о проведении новых выборов в сентябре «полностью уничтожит» мирный план, и «сделка века» теперь станет «сделкой на следующее столетие».
Таким образом, Трамп и Нетаньяху с большой неожиданностью для них после выигранных ими, по сути, на пару выборов 9 апреля, оказались в более слабой позиции. Трёх месяцев до следующего дня голосования 17 сентября вполне достаточно, чтобы американо-израильский «тандем» перегруппировался и вновь обеспечил победу правым силам на политическом поле еврейского государства. Другой вопрос, что ситуация в регионе крайне динамична и она не позволяет американскому президенту и израильскому премьеру малейшего расслабления. Любой неверный шаг, в том числе и в виде продавливания «сделки века» в арабском мире, чреват для Трампа и Нетаньяху новыми неприятными сюрпризами.
(1) По данным некоторых источников, одним из пунктов «сделки» проходит предоставление палестинцам лишь коридора из остающейся за ними части территории на Западном берегу Иордана к святым для мусульман местам в Иерусалиме (прежде всего к мечети «Аль-Акса» на Храмовой горе). О палестинской столице в Восточном Иерусалиме вопрос не ставится вовсе. Административный центр Палестины планируется построить в пригороде Иерусалима — между его восточной частью и Западным берегом Иордана. На строительство новой палестинской столицы США планируют привлечь около $ 40 млрд. Старый город в Иерусалиме, где расположена мечеть «Аль-Акса», будет взят под международную защиту. При этом Израиль обязуется не ограничивать посещение исламских святынь на Храмовой горе палестинцами, не проживающими в Иерусалиме.
(2) David Makovsky, Israel’s Election Redo: Implications for the Trump Peace Plan // The Washington Institute for Near East Policy, May 31, 2019.
(3) В минувшее воскресенье, 2 июня, состоялась встреча лидеров блока «Кахоль Лаван» Бени Ганца, Яира Лапида, Моше Яалона и Габи Ашкенази. После завершения встречи пресс-служба фракции «сине-белых» сообщила, что принято решение баллотироваться в Кнессет 22-го созыва в том же составе, в котором «Кахоль Лаван» выставлялась на выборах 9 апреля. В соответствии с принятым решением, договорённость о ротации между Бени Ганцем и Яиром Лапидом (бывший глава Минфина Израиля) на посту премьер-министра, в случае победы блока на выборах, остаётся в силе.