Выступления, как удары в литавры — оперная певица (сопрано) Аида Гарифуллина становится новой Анной Нетребко. И вот в скором времени выходит ее первый альбом.
Здесь она блондинка — хотя в настоящей жизни темноволосая — и похожа с этой прической одновременно на Анну Винтур без солнечных очков и молодую Ханну Шварц. Аида Гарифуллина — самая красивое русское, точнее татарское, открытие оперной сцены со времен Анны Нетребко. После нескольких лет работы в Вене она отправляется в самостоятельное плавание.
Ее первая большая премьера недавно состоялась в Парижской опере — заглавная партия в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова. В России это популярная сказка, у нас же этот почти четырехчасовой музыкальный спектакль почти не знают. Речь идет о растаявшей дочке Дедушки Мороза Весны-Красны, которая, словно Русалка Дворжака, тоскует по людям, сразу по двоим, которые — оба — не хотят быть рядом с ней. Постановка Дмитрия Чернякова в Опере Бастилии выполнена в виде захватывающего ностальгического весеннего сна в гиперреалистичном лесу. Действие происходит в трейлерном городке — коммуне хиппи в русских национальных костюмах — ностальгия режиссера? Причем приправленная сарказмом. Великолепное исполнение — под идиоматически компетентным руководством дирижера Михаила Татарникова.
Аида. Это настоящее имя оперной певицы. Суперфигура, суперкрасавица, суперголос. Модель от вокала, мечта любого продюсера. Нежнейшее тающее сопрано. Вишневые губы, темные, слегка миндалевидные глаза, кукольная нежная фигура. Но не автомат, выдающий звуки, и не кошечка. Она обладает темпераментом, знает, как привлечь, заворожить и приласкать. И показать коготки она тоже умеет. Если что-то идет не так, как она хочет.
Аида — не псевдоним. Согласно ее биографии, мама сразу после ее рождения знала, что дочь должна стать оперной певицей. Аида родилась 30 сентября 1987 года в Казани, тогда еще советской республике Татарстан, которая сегодня является относительно автономной. Мама — дирижер хора, поэтому музыку дочь впитывала с молоком матери. И хотя в бывшем СССР многое было в забвении, классическая музыка до сегодняшнего дня на высоте. В возрасте пяти лет Аида, которую уже тогда приметили, приняла участие в конкурсе в Москве, который транслировался по телевидению. В одиннадцать лет она берет уроки вокала в консерватории в ее родном городе, в 13 выигрывает следующий конкурс.
В 16 лет Аида Гарифуллина впервые приезжает в ставший для нее судьбоносным город — Вену, чтобы принять участие в мастер-классе Зигфрида Ерузалема. После окончания школы она поехала вслед за ним в Нюрнберг, где он руководит Высшей школой музыки. Два года спустя она возвращается назад в Вену. Аида всегда действовала очень быстро, весь ее путь проходил оптимально. В 2011 году она завершила обучение, год спустя впервые выступила на сцене Арена ди Верона. Конечно, и Россия узнала об алмазе, который был отшлифован за границей. В январе 2013 года Аида дебютировала в Мариинском театре в Петербурге по приглашению Валерия Гергиева в роли Сюзанны и добилась успеха не только в своей арии. В августе 2013 года Гарифуллина заняла первое место на знаменитом международном конкурсе оперных певцов Пласидо Доминго «Опералия».
Начиная с сезона 2014-2015 года Аида на протяжении двух лет была штатной солисткой Венской оперы, сейчас у нее резидентский договор, что позволяет ей больше гастролировать. Но все же Венская опера остается ее родным домом, где она, в том числе, пылко исполняла роль кокетливой Мюзетты в «Богеме» и протягивала руку Дону Жуану в роли Церлины. Она напевала нежным голосом, наполненным светлым блеском, от типично русского до пушисто-легкого в роли Евдоксии в опере «Жидовка», и в роли Адины в опере «Любовный напиток» получила вторую партию прекрасной крестьянки в своем репертуаре. В 2015 году Аида Гарифуллина порадовала и телевизионную публику своим сопрано в трансляциях Венского и Дрезденского оперного бала.
Ее роли в настоящий момент — субретки, нежные партии сопрано, своенравные девушки в стиле «Дитя Шантана» — Нанетта, Норина, Деспина, и дерзкий паж Оскар в «Бал-Маскараде» Верди. Неудивительно, что ее выбрали для эпизодической роли дивы Лили Понс для небольшого эпизода в биографическом фильме Мэрил Стрип об оперной певице Флоренс Фостер Дженкинс.Тем не менее Аида перешла и на более лирические партии и исполняет роли Гильды и Памины. Недавно она дебютировала в Вене с партией Джульетты Гуно, которая в конце оперы еще раз исполняет яркую арию сопрано. И русскую тематику она изучила, хотя для ее типа голоса здесь особо делать нечего. Но Наташу с фарфоровыми щеками в опере Сергея Прокофьева «Война и мир» и благосклонную, но в то же время жестокую в своем величии Шамаханскую царицу в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» она уже исполнила, тоже в Вене, как будто роль Ирины в опере Петера Этвёша «Три сестры» проще всего исполнить.
Понятно, что здесь индустрия не осталась без внимания. В 2015 года Аида заключила договор с компанией звукозаписи Decca. Но первый альбом, записанный частично в 2015 году, заставил себя ждать. Поначалу говорили о дуэте с известным тенором (сейчас об этом уже не слышно), а затем оперная дива забеременела от российского теннисиста Марата Сафина, который старше певицы на одиннадцать лет. Но ожидание стоило того: ситуация такова, что, все говорит о том, что Аида Гарифуллина — не звезда-однодневка. За этим диском наверняка последуют и множество других, тем более что певица действует умно и сделала специфические ограничения. Не все восточные чары Гарифуллиной пока раскрыты.
Первые два трека, как и весь диск, записанный дирижером Корнелиусом Майстером (Cornelius Meister) в сопровождении Симфонического оркестра австрийской общественной телерадиокомпании ORF, можно спокойно оставить без внимания. Они здесь для того, что заполнять пробелы. Восхитительно то, что будет дальше. Татарская оперная певица может исполнять российский репертуар! Замечательно! Чем нежнее, сердечнее, естественнее он звучит (например, милая колыбельная Марии из оперы Чайковского «Мазепа»), тем более сказочно красивым становится. Легкое мерцание, экзотический блеск. Аида Гарифуллина владеет и приемами фиоритуры. Будь то блестящие арии Римского-Корсакова или нежные песни Рахманинова, и даже художественный фольклор, со стрекотом балалаек — в это можно влюбиться.