США теряет Латинскую Америку
Неймовірна "Тузлівська Амазонія": науковець показав казкове місце на Одещині (фото) Усе залежить від волі США: у Кремлі заявили, що Путін готовий зустрітися з Трампом В МЗС відреагували на заяви Мадуро про нібито затримання осіб з України "Віддав життя за волю": Фреймут і Дорофєєва відреагували на загибель переможця "Танцюють всі" Розбірки за Гренландію: прем'єрка Данії хоче переговорів з Трампом В Україні відновлено роботу усіх сервісів Єдиного держреєстру Україна отримала 3 мільярди євро із доходів від заморожених російських активів Василь Вірастюк відповів, коли одружиться з новою обраницею, яка народила йому двох синів Не дають дозвіл: росіяни не можуть потрапити в сирійський Тартус, - Плетенчук Переговори України та РФ можуть відбутися у першій половині 2025 року, - CNN В Министерстве нацединства рассказали, сколько украинцев находится за границей Гілтон, Гопкінс, Броуді залишилися без будинків через пожежу в Лос-Анджелесі: хто ще постраждав "Було б розумно закрити рот": в FT пояснили, для чого Трампу Гренландія Населення Японії перебуває під загрозою вимирання: експерти б'ють на сполох У Кремлі порівняли зазіхання Трампа на Гренландію з окупацією територій України В Україні пік "весняної" аномалії: температура буде, як у квітні Що треба їсти, щоб схуднути: 10 продуктів, у яких білка більше, ніж у яйці "Свято кохання": син Трампа прилетів у Гренландію на тлі розбірок з Данією ВР продовжила "пільгу" для тих, хто пішов в СЗЧ: скільки часу є на повернення на службу Оголошення номінантів на "Оскар" перенесли через пожежі у Лос-Анджелесі: названо нові дати США оголосили про новий пакет допомоги для України на $500 мільйонів: що в нього входить Ворог скинув на Херсон три КАБи: багато поранених та руйнувань Взяття на військовий облік призовників: що ухвалила Рада Джессіка Альба розлучається з чоловіком, – ЗМІ "Виживає найсильніший": у Франції спрогнозували, чи може Трамп вторгнутися в Гренландію

В 1823 году президент Джеймс Монро (James Monroe) обнародовал свою ставшую затем известной доктрину, которая запрещала имперским державам, расположенным вне Западного полушария, получать территории в Латинской Америке или стремиться к обладанию там чрезмерным влиянием. Этот имевший решающее значение декрет стал основой американской внешней политики и большой стратегией.

Как отметил Джон Гэддис (John Lewis Gaddis) в своей изданной в 2004 году фантастической книге «Сюрприз, безопасность и американский опыт» (Surprise, Security and American Experience), вдохновение для формулирование доктрины Монро черпалось из опыта первых лет существования Соединенных Штатов вдоль тех территорий, которые тогда называли рубежами (угрозы со стороны американских индейцев и испанцев во Флориде, со стороны непокоренного Запада, а также продолжавшая существовать угроза, исходившая от Канады под британским контролем). После того как генерал Эндрю Джексон (Andrew Jackson) успешно завоевал Флориду и (незаконно) аннексировал ее, покончив тем самым с номинальным испанским контролем, администрация Монро признала ценность того, чтобы отодвинуть эти самые рубежи как можно дальше от первоначальных 13 штатов.

В момент провозглашения Доктрины Монро Британская империя не была единственной колониальной империей, стремившейся к захвату новых территорий. В то время как Соединенные Штаты были молодой и небольшой нацией. Влиятельные политики в Вашингтоне понимали — если они смогут держать угрозы как можно дальше за горизонтом, Соединенные Штаты получат возможность обеспечить безопасность своей национальной сердцевины (первоначальные 13 штатов). Американские лидеры также понимали, что при отсутствии значительной региональной угрозы Соединенные Штаты смогут расшириться за счет территорий североамериканского континента и стать более влиятельной державой, чем любая европейская страна. Однако это не могло произойти в том случае, если бы Соединенные Штаты были постоянно окружены более мощными соперниками, то есть странами, основные территории которых расположены вдалеке от Америки.

В течение примерно 200 лет положения Доктрины Монро укреплялись. Латинская Америка все больше становилась зоной исключительного влияния Соединенных Штатов. На самом деле, Доктрина Монро является настольно важной для Соединенных Штатов, что они даже готовы были пойти на риск полномасштабной ядерной войны с Советским Союзом в октябре 1961 года, когда выяснилось, что Москва намерена разместить на Кубе оснащенные ядерными боеголовками баллистические ракеты средней дальности (МРСД).

Дракон сидит у нас на заднем дворе

Однако сегодня Соединенные Штаты теряют свое доминирующее положение в Латинской Америке. В последнее время Китай совершил значительное экономическое вторжение в американский задний двор. Если в 2000 году объем торговли между Китаем и странами Латинской Америки составлял всего 12 миллиардов долларов, то в 2017 году он уже вырос до 280 миллиардов долларов и продолжает увеличиваться (По данным торгового представителя Соединенных Штатов, объем торговли между США и странами Латинской Америки в 2016 года составил 1,3 миллиарда долларов, однако он сокращается). В действительности, китайские кредиты (для программ в области энергетики и инфраструктуры) превосходят кредиты поддерживаемых Вашингтоном Всемирного банка и Межамериканского банка развития вместе взятых. Имея такие экономические позиции в Латинской Америке, Китай также усиливает «свое политическое влияние» на этом континенте.

Как и в своей политике в отношении Африки, Китай усиливает позиции в Латинской Америке не потому, что китайцы выдвигают какие-то условия. Вместо этого Пекин предпочитает политику торговли, а не предоставления помощи в отношениях со странами Латинской Америки, что дает ему значительное преимущество по сравнению с Соединенными Штатами.

Латинская Америка является соблазнительной мишенью для соперников Соединенных Штатов по причине своих природных ресурсов, а также из-за своего нахождения со стороны уязвимой южной границы Америки. Не один Китай проникает в те пустоты, который были созданы Вашингтоном в течение многих лет, когда он минимизировал значение Латинской Америки для своей внешней политики. То же самое делают русские и даже иранцы. Не говоря уже о тех угрозах, которые представляют собой разваливающаяся Венесуэла и коммунистическая Куба.

Латинская Америка сдвигается вправо

Тем временем Мексика и Бразилия — две крупнейшие и наиболее важные страны в Латинской Америке — все больше склоняются в левую сторону. Поскольку и Бразилия, и Мексика стали своего рода гаванью для социалистов, то же самое происходит и в остальных странах Латинской Америки. Что касается Венесуэлы, Кубы и Никарагуа, то их опыт в течение десятилетий позволяет сделать такой вывод: чем более левой становится Латинская Америка, тем большей становится угроза для Соединенных Штатов.

Первые руководители Соединенных Штатов признавали важность сохранения господства Соединенных Штатов в Латинской Америке. Начиная с 2000 года, эта позиция постепенно испаряется. Ее место занимает новая форма антиамериканского движения левого толка. Ситуация усугубляется еще и тем, что Китай сегодня является важным благодетелем для большинства стран Латинской Америки, а незаконные наркосети стали основной причиной нестабильности в этом регионе — не говоря уже о той угрозе, которую представляю собой неограниченная иммиграция в Соединенные Штаты, возникшая в результате шаткой политической ситуации по всей Латинской Америке.

Чем больше Латинская Америка сдвигается влево, тем большей будет там политическая нестабильность. На этом фоне более интенсивными становятся войны из-за наркотиков, а призывы к более активному иностранному вмешательству со стороны Пекина, Москвы и Тегерана будут звучать все оглушительнее. Вашингтон должен начать уделять больше внимания этим процессам.

Как вернуть назад Латинскую Америку

Двигаясь вперед, администрация Трампа должна вновь сфокусировать свое внимание на Латинской Америке. Уже недостаточно просто говорить о южных соседях Соединенных Штатов и направлять недостаточное количество ресурсов и усилий на обеспечение там интересов Соединенных Штатов (а там их немало). Вместо этого США должны серьезно поработать над тем, чтобы завоевать сердца и умы всех жителей Латинской Америки, и делать это нужно самыми разными способами — от продолжающихся призывов к увеличению торговли и до постоянной демонстрации силы. Однако вместо предоставления помощи иностранным государствам и создания зон свободной торговли Соединенные Штаты должны развивать двустороннюю торговлю с главными державами Латинской Америки и делать это так, чтобы не наносить ущерба американским рабочим (Недавно заключенная администрацией Трампа сделка с Мексикой представляет собой отличный старт — нужно похвалить за эту работу Джареда Кушнера и его команду).

Кроме того, администрация Трампа должна, по сути, уделять больше внимания безопасности на границе, а также строительству соответствующей стены на юго-западной границе. Администрации Трампа следует также расширить свое сотрудничество в военной и правоохранительной областях с Мексикой, Колумбией и другими силами в этом регионе для того, чтобы помочь им в ведении региональной войны против наркомафии.

Соединенные Штаты больше не могут игнорировать Латинскую Америку. Это единственная часть мира, имеющая непосредственную границу с Соединенными Штатами. Как заявил в 2017 году адмирал Курт Тидд (Kurt W. Tidd), глава Южного Командования США, ведущие в Соединенные Штаты дороги остаются опасным образом незащищенными. После своего назначения на эту должность адмирал Тидд неоднократно требовал увеличения количества ресурсов для часто игнорируемого, но имеющего крайне важное значение Южного Командования. Следует более серьезно отнестись к его требованиям. Более того, никого в Соединенных Штатах не должно устраивать то, что Китай, Россия или Иран обладают столь большим влиянием в тех странах, которые являются нашими южными соседями. Американцев должно беспокоить и то, что Европейский Союз также приобретает все больше влияния в этом регионе по сравнению с Соединенными Штатами.

Вашингтон не может уйти из Латинской Америки. В конечном счете, те проблемы, с которыми сталкивается Латинская Америка, перенесутся вверх в Соединенные Штаты и станут причиной серьезных политических и экономических неурядиц. Этот процесс уже происходит. Представьте, что случится, если Соединенные Штаты полностью уйдут из этого региона, а им на смену придут Китай, Россия и Иран — или Куба, что тоже не самый благоприятный вариант.

Доктрина Монро — это основополагающий принцип внешней политики Соединенных Штатов. Она сохраняется в течение двух веков, потому что основана на здравом смысле. Настало время усилить Доктрину Монро, а также серьезно задуматься о том, что значит быть хорошим соседом Латинской Америки.