Наиболее радикальные представители левых пытались искоренить эту культуру, которая когда-то была тесно связана с монархическим строем Некоторым покровителям искусств удалось спасти это искусство от забвения и впоследствии превратить его в одну из форм советской пропаганды
Как театр, так и балет были в большом почете у аристократии. В России они были неразрывно связаны с монархическим строем. И именно поэтому вполне могли быть уничтожены в ходе большевистской революции 1917 года как виды искусств, враждебные пролетариату.
При Ленине народ пытались воспитать при помощи культуры. Вождь возлагал свои надежды на наркома просвещения Анатолия Луначарского, полагаясь на его просвещенность.
Наиболее радикальные представители большевиков пытались уничтожить любые дореволюционные традиции. Тем не менее, нарком просвещения принялся страстно защищать все то культурное наследие, которое подчеркивало величие царизма, руководствуясь благородной целью поставить его на службу народу.
Вначале большевики направили свои главные силы на театр, чтобы просветить народные массы и установить крепкие духовные связи между государством и народом. На балет не обращали особого внимания до 30-х годов.
Тем не менее, нашлись два энтузиаста, которые собрали танцовщиков императорского балета и вывели это искусство на уровень мирового признания, а также возродили его в СССР, несмотря на безразличие со стороны властей.
Это стало возможным благодаря талантливому импресарио Сергею Дягилеву, основавшему «Русские сезоны», которые поразили Европу в первые десятилетия ХХ века, также балетмейстер и педагог Агриппина Ваганова. Именно она заложит основы советской балетной школы, благодаря которой это искусство достигнет небывалых высот в СССР.
Несмотря на свою связь с аристократией, красота балета заворожила советских людей, увидевших в нем вселенский характер и эмоциональное освобождение СССР по отношению к остальному миру. Таким образом, сталинское руководство превратило балет в символ национальной гордости и неотъемлемую часть советской системы.
Выйдя из тени, в 40-е годы балет становится визитной карточкой Советского Союза до окончания холодной войны. После распада СССР это искусство впало в летаргический сон, из которого вышло чуть более десяти лет назад, когда балетные труппы Большого и Мариинского театров вновь стяжали мировую славу.
Большевики решили сохранить жизнь балету, одному из главных символов царской аристократии, простив ему происхождение и поставив на службу своему режиму.
Как возник балет
Его появление связывают с итальянским Возрождением. Впоследствии итальянская аристократка Екатерина Медичи сочеталась браком с королем Франции Генрихом II. После этого брака царствующая супруга ввела традицию танцев при дворе французского монарха. А основы того, что сейчас является классическим балетом, заложит уже другой король, Людовик XIV. В течение последующих веков балетом могло наслаждаться исключительно дворянство. В России происходило то же самое с момента появления этого искусства в XVIII веке и до его демократизации 200 годами позже.
Зарождение Императорского балета
Великий французский хореограф Мариус Петипа направился в Санкт-Петербург, чтобы сделать еще более изящным любимое развлечение царей. Он создал новый стиль, открывший золотую эру балета. Балетмейстер привнес в Императорский балет утонченную эстетику, пришедшую на смену романтизму.
Петипа был не только выдающимся хореографом, он воспитал звезд балетной сцены первой величины и блистательных танцоров, заявивших о себе уже в советский период. Скончался великий мастер в 1910 году.
Такие императорские театры как Мариинский (в период СССР носил имя Кирова) в Санкт-Петербурге и Большой в Москве были свидетелями титанического труда Петипа.
На этих площадках, символах буржуазии и дворянства, выступали лучшие танцовщики, воплощая в жизнь замыслы великого мастера.
Постановки Петипа заложили традиции русского балета и обеспечили непререкаемый авторитет советского балета на Западе. И до сего дня наследие Петипа оказывает влияние на формирование новых поколения танцоров.
Демократизация культуры
Как балет, так и театр были одной из культурных привилегий буржуазии и аристократии. Таким образом, после революции 1917 года любой признак самодержавия считался враждебным по отношению к народной власти.
После отречения Николая II к власти пришло Временное правительство, после которого власть перешла в руки большевиков во главе с Владимиром Лениным, человеком весьма образованным, убежденным марксистом.
После образования РСФСР Ленин стал создавать новую модель управления, стремясь демократизировать то, о чем пролетариат даже не имел ни малейшего представления, а именно, искусство. Он стремился найти выход из той образовательной нищеты, в которой полуфеодальный строй держал народные массы. Для решения этой задачи он подключил своих доверенных людей, в том числе Анатолия Луначарского. Именно ему он поручил перестройку российской культуры, чтобы поставить ее на службу интересам народа.
Начиная с этого момента, культура переходит на государственное финансирование, театры освобождаются от налогов, а крупные драматурги работают ради обеспечения культурного досуга народа, хотя и в жестком русле коммунистической пропаганды.
Ленин и Луначарский придерживались единого мнения о том, что народ необходимо воспитывать через искусство, или, по крайней мере, что искусство будет играть важнейшую роль в распространении социалистических ценностей. Наилучшие художники, драматурги и композиторы работали на государственную пропагандистскую машину.
Среди большевиков было большое число людей с радикальными взглядами, которые стремились уничтожить все, что так или иначе было связано с аристократией. И все же нарком образования Луначарский взял на себя задачу сохранения тех областей, которые обогащали культуру. Одной из них был театр.
Хотя Луначарский стремился сохранить традиции — чтобы все то, чем наслаждалась буржуазия, в незапятнанном виде было поставлено на службу трудовым массам — Ленин попытался вложить в них новый революционный смысл. Он предлагал ставить на сценах Мариинского и Большого театра новые спектакли на пролетарскую тематику.
Эти постановки должны были обладать прежде всего социалистической направленностью, соответствовать идеалам революции и духу борьбы рабочего класса. С этой целью он собрал известнейших мастеров драматической сцены, включая Мейерхольда.
Большая ставка
Пока Ленин и Луначарский занимались театром, два великих хореографа сделали ставку на балет. Благодаря самоотверженным усилиям импресарио Сергея Дягилева и ученицы Мариуса Петипа Агриппины Вагановой императорский балет сумел пережить большевизм.
Наследие Петипа возродил великий мастер сцены Сергей Дягилев, создавший «Русские сезоны». Вдали от большевистской возни его театральная труппа способствовала становлению и блистательному взлету на балетных подмостках мира великих танцоров, вышедших из Большого и Мариинки.
В этой балетной труппе оттачивали свое мастерство легенды классического балета, которым рукоплескали в Европе. Впоследствии они стали кумирами балета в СССР и во всем мире.
Среди них стоит упомянуть Джорджа Баланчина (впоследствии он стал хореографом и завоевал известность созданием неоклассического жанра), Вацлава Нижинского, Иду Рубинштейн и Анну Павлову, снискавшей себе всемирную славу своим исполнением умирающего лебедя.
Пока «Русские сезоны» под гром оваций выступали в Европе, Агриппина Ваганова в душной атмосфере большевистского режима готовила новых звезд балетной сцены.
Когда в 1929 году Дягилева не стало, «Русские сезоны» тоже прекратили свое существование. Некоторые из участников труппы обосновались в Европе, как Анна Павлова. Другие вернулись на родину, в СССР. Их тут же взяла к себе Ваганова, которая обучала каждого артиста искусству движения, чтобы они могли выступить на сцене Мариинки и вернуть этому театру былое императорское величие.
Дягилев и Ваганова боролись за то, чтобы балетное искусство не кануло в Лету, в то время как государство делало упор на театр, видя в нем связующее звено между народом и советской культурой.
Балет как символ СССР
В 40-х года сталинский режим обратил внимание на то, что западные страны испытывали огромное восхищение от советского балета. В таком случае, театр с его пропагандистскими постановками отходил на второй план, оставаясь лишь способом развлечения народа. Зато танец мог выполнить новую роль в международной политике, поскольку только это искусство могло очистить государство от того ужаса, с которым ассоциировалась диктатура.
Будучи искусством бессловесным, балет был более доступен для понимания, нужно было лишь раскрыть сердце и чувствовать.
Именно по этой причине он вскоре приобрел вселенское звучание и связал между собой людей из различных социальных слоев.
Сталин воспользовался императорским искусством и превратил его в символ СССР, пытаясь при его помощи затушевать жестокость своего режима.
Распад СССР
До распада СССР балет в нем находился под государственным контролем. Зарубежных турне почти не было, и поэтому танец не развивался. Таким образом, балет остался в традициях и эстетике, заложенных Петипа.
Это искусство достигло апогея развития в США и Европе. Современный танец (результат глобализации и культурного обмена) превратился в новое представление о движении. Все основывалось на эстетике и, разумеется, на новаторстве. Именно при помощи этих элементов хореографы стремились завоевать симпатии публики с большими запросами.
После распада СССР в 1991 году многие артисты балета уехали за границу. С открытием границ они увидели, насколько слабыми были связи с остальным миром.
После распада страны и всей социалистической системы традиции, как оказалось, уже не имели никакого смысла. Тогда и началась эпоха заката русского балета.
Возрождение
В начале нового века, ведущие российские балетные театры, такие как Большой, Мариинский, Михайловский и т.д. вступили в период культурного обновления.
Хореографы расширил их кругозор, одновременно наблюдая за влиянием, которое оказывали зарубежные страны на большие и малые сцены.
Установление контактов с зарубежными странами и приход молодых талантливых исполнителей позволили хореографам возродить советский балет. Они придали этому искусству большую непринужденность, приблизив его к нашему быстро меняющемуся миру.
Таким образом, балетные труппы пережили душные годы большевистского безразличия, а впоследствии — и советскую подозрительность. И все благодаря врожденной склонности русских к открытости, размаху, воспитанию новых танцоров, обогативших искусство движения.