Русская православная церковь объявила о разрыве связей с Константинопольским патриархатом — материнской церковью в православии, — чтобы выразить протест против решения вселенского патриарха предоставить украинской церкви автокефалию.
Решение, принятое Священным синодом РПЦ, запрещает всем последователям русской церкви принимать участие в ритуалах, таких как причастие, крещение и венчание, в любых церквях, находящихся под контролем Константинопольского патриархата.
«Мы надеемся на то, что разум восторжествует, что Константинопольский патриарх изменит свое отношение к существующей церковной реальности», — заявил руководитель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион по итогам заседания Синода РПЦ в Минске.
Это решение РПЦ стало еще одним шагом на пути к самому серьезному расколу внутри христианства за много веков. Окончательного разрыва пока не произошло, поскольку РПЦ призвала лидеров 12 других независимых церквей попытаться надавить на Константинополь, а не разорвать с ним связи по ее примеру.
«Все это очень похоже на ультиматум, призванный оказать сильнейшее давление на Константинополь», — отметил Александр Баунов, старший научный сотрудник в Московском центре Карнеги. По его словам, этот шаг может помочь, а может и обернуться негативными последствиями, вынудив Константинополь настоять на своем решении.
Константинопольский патриарх Варфоломей — вселенский патриарх, которого считают «первым среди равных», — на прошлой неделе предпринял ряд шагов для создания автономной церкви на Украине. Однако он пока не вручил Украинской церкви томос об автокефалии — официальный указ о предоставлении независимости церкви на Украине.
Среди этих шагов была отмена решения 1686 года, согласно которому Украинская церковь была передана под контроль Москвы. Константинополь утверждает, что он просто предоставил Москве право назначать киевского патриарха, и, поскольку именно Константинополь предоставил Москве такое право, он может его и забрать.
Москва настаивает на том, что для этого Константинополю необходимо получить согласие Русской церкви, и заявляет, что решение вселенского патриарха незаконно.
Множество церквей внутри православной ветви разрывали церковное общение друг с другом в течение 2000-летней истории христианства — особенно из-за споров об автономии церквей. РПЦ прекращала общение с Константинополем на несколько месяцев в 1996 году из-за споров по вопросу о контроле над церковью Эстонии, однако в конечном итоге им удалось найти компромисс.
Однако на Украине ставки гораздо выше из-за числа верующих, и вероятность всплеска насилия тоже гораздо больше, поскольку Украина и Россия воюют друг с другом уже более четырех лет. Многие опасаются, что столкновения могут начаться из-за чего угодно — от исторического монастыря в центре Киева до местных церквей.
РПЦ заявляет, что число ее верующих составляет около 150 миллионов, — это примерно половина всех православных христиан в мире. Примерно 12 тысяч приходов на Украине составляют около трети всех приходов РПЦ, то есть автокефалия Украинской церкви приведет к резкому сокращению числа верующих и приходов РПЦ и подорвет ее претензии на господство в православном мире.
Потеря Украинской церкви также будет иметь политические и исторические последствия. Киев считается местом рождения русского православия. Что еще важнее, любой раскол разорвет последнюю нить, связывающую Москву и Киев, похоронив надежды президента Владимира Путина на восстановление империи под вывеской «Русский мир».
Россия уже обвинила США во вмешательстве с целью ослабить позиции Москвы. Однако г-на Путина самого часто обвиняют в том, что именно он подготовил почву для этого раскола, отправив российских военных на Украину в 2014 году. Многие верующие на Украине не хотят, чтобы их церковь осталась под контролем враждебно настроенной Москвы.
Конфронтация между Москвой и Константинополем ставит остальной православный мир в крайне неудобное положение, поскольку теперь ему нужно выбирать между богатством и властью, предоставляемыми русской церкви Кремлем, и столетиями церковных традиций, воплощением которых является церковь-мать в Константинополе.