То, что Дональд Трамп говорил перед выборами, — это всего лишь предвыборная риторика. Как только он вступит в должность президента, то будет вынужден считаться с множеством реальных мировых проблем, с которыми должен справиться президент США. И у него будет команда знающих советников, которая поможет формировать продуманную, уравновешенную политику.
Такие успокаивающие прогнозы мы слышали и после избрания Трампа 8 ноября, когда он продолжал повторять свои прежние лозунги и издеваться над «проигравшими». Мол, настанет 20 января, новоизбранный президент вступит в должность, и реальная жизнь все расставит по своим местам.
Наступило 20 января, и в своей инаугурационной речи 45-й президент США недвусмысленно ясно заявил о политике, которая прагматично и стилистически полностью соответствует тому, что он говорил до выборов.
Это одна пока еще из немногих тщательно подготовленных политиком Трампом и его командой речей, а не привычный для предвыборной кампании импровизированный поток ассоциативных суждений. И прагматичное послание союзникам США в Европе и в других концах света было пугающе мрачным.
Президент Трамп фактически объявил все государства мира противниками США, которые только и делают, что при любой возможности наживаются за счет американцев. На протяжении многих десятков лет Америка помогала становиться богатыми другим странам в ущерб себе, «субсидировала» армии других стран, оставив в стороне свою, защищала границы других государств, а не свои, утверждал Трамп. В дальнейшем, в действительности с сего момента, так больше не будет — «на первом месте Америка», которая не будет пытаться «навязывать свой образ жизни», а покажет пример, формируя дружественные отношения с другими государствами с пониманием того, что «все государства имеют право ставить свои интересы на первое место».
Трамп не назвал по имени ни одно государство, но сказанное им о недопустимости мешать другим реализовать свои интересы не осталось превратно понятым Россией, которая агрессивность по отношению к соседним странам и претензии на «сферы влияния» всегда обосновывала интересами своей безопасности. Правда, Трамп обещал «укреплять существующие и создавать новые альянсы», но только для того, чтобы объединить «цивилизованный мир» (не «свободный» или «демократический», как можно было надеяться услышать от лидера свободного мира) в борьбе против самой большой, на взгляд нового президента, угрозы для Америки — «радикального исламского терроризма».
И Путин настаивает, что терроризм это общий враг России и Запада. Прежний президент США Барак Обама получал много упреков за чрезмерно мягкое противодействие российской агрессии в Европе и военные преступления в Сирии. Новый президент не исправит ошибку предшественника, а заявил, что во имя борьбы против терроризма союзником США будет Россия, которой Америка не станет мешать реализовать свои интересы.
Трамп не изменит свои взгляды — во всяком случае те, которые являются последовательно дружественными по отношению к Путину и России. На следующий день после вступления в должность новый президент США посетил Центральное разведывательное управление и там назвал единственной угрозой для Америки терроризм, зато даже не упомянул о России, совершенный которой взлом серверов Демократической партии, а также влияние на президентские выборы он ставил под сомнение и оспаривал, дойдя до открытого конфликта со спецслужбами. Трамп рассказывал сотрудникам ЦРУ, что этот конфликт спровоцировала «нечестная» пресса.
Трамп приступил к выполнению обещанного им накануне выборов и в инаугурационной речи отграничения Америки от мира. В понедельник он подписал заявление о выходе США из Тихоокеанского договора о свободной торговле. Не будет также и договора о свободной торговле между США и Европейским союзом.
Не стоит лелеять иллюзии, что склонный к торговым барьерам Трамп может изменить свои взгляды на международные обязательства США в сфере безопасности. Уже после избрания он повторил сказанное в ходе предвыборной кампании: «НАТО устарела», потому что не выступает против террористов. (Неудивительно, если новый президент США даже не знает, что 5-й параграф Североатлантического договора до сих пор единственный раз был задействован после атаки террористов на Америку 11 сентября 2001 года).
Взгляды Трампа на НАТО противоречат представлениям нового министра обороны США Джеймса Мэттиса, и президент США не может единолично отказаться от договорных обязательств своего государства. Однако во внешней политике и при любом конфликте с членами правительства окончательное слово за президентом. А НАТО это не только юридические статьи, но и основанное на ценностях выражение общей воли союзников.
Политика безопасности стран Балтии и других европейских государств не должна руководствоваться мышлением на уровне пожеланий о том, что в случае конфликта президент США, не сомневаясь, распорядится поддержать нас только потому, что его предшественники обязались это делать. Для европейских политиков сейчас самое важное найти политический комплект, чтобы «пережить Трампа», возможно, в ближайшие четыре года. Правоохранительные структуры США расследуют связи Трампа и людей его команды с российскими шпионами и гангстерами. В свою очередь, для республиканцев перед выборами в Конгресс 2018 года Трамп, возможно, станет бременем, от которого выгоднее освободиться. Но мы не можем прогнозировать последствия расследования и калькуляции конгрессменов. А когда ставка — война и мир, то и несколько месяцев могут оказаться долгим сроком.