Первый закон журналистской термодинамики Шафера гласит: «Копию нельзя создать или уничтожить, она может только изменить форму», что иными словами означает, что если вы читаете что-то в сегодняшних новостях, скорее всего, такой же материал или похожий уже публиковали и раньше.
Пример этой недели — «ближний круг» из избирательного штаба Трампа. Газета the Washington Post, например, сегодня опубликовала на первой полосе материал о переходном периоде перед вступлением в должность Трампа, цитируя ученого-дипломата Филипа Зеликова (Philip Zelikow), который говорит, что команда Трампа «представляет собой довольно изолированный, очень узкий круг людей». [Курсив наш].
Звучит зловеще, звучит конспирологически, звучит как-то келейно — будто речь идет о кучке оторванных от реальности людей, обреченных на неудачу, не так ли? Да, это так. Пока вы не вспомните, что каждый президент и большинство кандидатов в президенты держатся изолированно — в кругу преданных и привилегированных советников и союзников.
Сейчас представляется, что, опираясь на узкий круг людей, Трамп полагается, возможно, не на тех — на неправильно подобранных людей. Ближайший круг Трампа не обладает особой властью или «столичным политическим опытом», что следует отметить. Но завися от узкого круга людей (хотя и недостаточно опытных), он просто следует практике, складывавшейся десятилетиями. Всего лишь за день до выборов the New York Times опубликовала статью, посвященную окружению Хиллари Клинтон. Помощники и советники, входящие в окружение Клинтон, как отмечает издание, образуют две «пересекающиеся между собой группы» — более широкий круг и «узкий, ближний круг, на который она опирается больше всего». Если бы Клинтон избрали президентом, рассуждает автор статьи, как она «объединила» бы людей из своего внешнего и ближнего окружения? «Сторонники давно с глубокой обеспокоенностью наблюдают зависимость Хиллари Клинтон от небольшой группы помощников», — отмечается в статье.