Общество и правители
Зеленський прибув з візитом до Хорватії: що заплановано Німеччина передала Україні дві системи ППО IRIS-T Кім Чен Ин заявив, що КНДР вже не планує нападати на Південну Корею Зірка "Жіночого лікаря. Нове життя" зізналася, хто з колег їй подобається Новий виток ескалації в торговельній війні: Китай вводить мита на європейський коньяк Ізраїль заявив про ліквідацію командувача штабом "Хезболли" Ворог окупував ще два села на сході України, - DeepState Польські фермери можуть знову відновити протести на кордоні з Україною: що відомо Не Греція чи Італія: названо найстаріше місто Європи, якому 8 тисяч років На фронті загинув український гандболіст КНДР може направити війська в Україну на підтримку Росії, - Міноборони Південної Кореї "Я відчував, що помираю": Джастін Бібер зізнався в наркотичній залежності Росія атакувала підприємство у Харкові: сталася пожежа, є поранені Нобелівську премію з фізики отримали вчені Джон Гопфілд і Джеффрі Гінтон Чому ЗСУ не вийшли з Вугледара значно раніше: новий комбриг 72 ОМБр назвав причину Олег Винник повертається на сцену: стало відомо, де виступить співак Франція передасть винищувачі Mirage 2000 Україні у першому кварталі 2025 року, - міністр оборони Синоптикиня анонсувала "бабине літо" в Україні З Вугледара не вдалося вивезти всіх поранених воїнів, - комбриг 72 ОМБр 84-річний Аль Пачіно ледь не помер: що сталося Експерти назвали найкращий iPhone прямо зараз за співвідношенням ціни та якості Іноземний легіон Путіна: ЗМІ про те, що стоїть за загибеллю північних корейців на Донбасі Названо неймовірне містечко в Іспанії, яке ідеально підійде для відпочинку восени "Ми - м'ясо": у полон ЗСУ потрапив громадянин Єгипту Названо найдешевші та найдорожчі для відвідування країни світу

В преддверии президентских выборов в России царит неопределенность относительно будущего страны

Перспективы следующего президентского срока Путина и его стабильности во многом зависят от того, как российские власти будут строить свои отношения с обществом этой страны в период с 2018 по 2024 год. Путинский режим во главу угла ставит укрепление дисциплины внутри России, поэтому вариантов у общества остается немного. Вертикаль власти устроена из рук вон плохо, и уже начала давать сбои, из-за чего проводить изобретательную новую политику (если таковая неожиданно появится в России) Кремлю будет исключительно трудно.

В прелюдии к следующим президентским выборам, которые пройдут 18 марта 2018 года, по-прежнему очень много неясностей Пока еще нет абсолютной уверенности в том, что Путин снова будет баллотироваться, хотя это весьма вероятно. Если он приведет к власти послушного ему сменщика, как это было в 2008 году, то следующий шанс вернуться в Кремль у Путина появится в 2024 году, когда ему будет 72 года. Кроме того, дважды разыгрывать один и тот же трюк очень рискованно, и одного срока Медведева было вполне достаточно. На сегодня нет никаких свидетельств того, что Путин отобрал из своего правящего окружения настоящего преемника. Все это в конечном итоге говорит о том, что в будущем году Путин придет на свой последний президентский срок. Поэтому все большую актуальность будет приобретать вопрос о том, кто сменит его в 2024 году, и какой будет российская политика впоследствии. Конечно, данный вопрос встанет лишь в том случае, если Путин за это время не придумает какой-нибудь новый способ, чтобы нарушить дух и букву российской конституции и стать пожизненным президентом. Но даже в этом случае вопрос о том, кто (или что) придет ему на смену, будет серьезно беспокоить как правящую элиту, так и российское общество, поскольку Путин будет уже в возрасте, а возраст неизбежно берет свое.

Чтобы укрепить свою легитимность с самого начала нового срока, Путину и его коллегам придется сделать три вещи. Во-первых, обеспечить достойную явку на выборах в марте. Во-вторых, одержать убедительную победу над достойным противником. И в-третьих, разработать заслуживающую доверия правительственную программу, которую власти смогут претворять в жизнь по крайней мере в первые годы нового президентского срока. Все три задачи весьма проблематичны. Явка на сентябрьских выборах в местные органы власти была низкой, причем даже удручающе низкой. Власти сделали это специально в надежде на то, что их назначенцы победят безо всякой суеты, а общество этого даже не заметит. В связи с этим у организованных групп оппозиции на муниципальном уровне появились благоприятные возможности, и они дали о себе знать как в Москве, так и за ее пределами. Местные и федеральные власти добились того, чего хотели в масштабах страны, но в целом результаты выборов немного укрепили позиции внесистемных игроков. Низкая явка избирателей на президентские выборы навредит Путину, но неожиданностью не станет, поскольку все сегодня полагают, что в конечном итоге Путин вернется. Этот результат до зевоты предсказуем, и кроме того, его вполне можно организовать.

Реальное соперничество между Путиным (или назначенцем правящего режима, если таковой появится) и достаточно сильным оппонентом поднимет показатели явки избирателей. А если Путин победит, то это усилит его весьма уязвимую харизму. Но нравится нам это или нет, единственным возможным претендентом на роль такого оппозиционного оппонента является борец с коррупцией Алексей Навальный, который привлекает к себе внимание и притягивает людей в регионах и в Москве. Нет никаких сомнений в том, что если Путин решит проводить предвыборную кампанию, он будет в очередной раз обещать бороться с коррупцией, Однако Навальный в этой области действует весьма активно, а Путин нет. Еще одно преимущество Навального заключается в том, что он новая фигура, какой когда-то был Путин. Возникает впечатление, что пока правящие власти не хотят окончательно запрещать Навальному баллотироваться. Возможно, это вызвано тем, что такой запрет подорвет легитимность президентских выборов и ослабит позиции Путина после их проведения. Тем не менее, сторонники Навального подвергаются нападкам и даже физическим нападениям, а сочувствующих ему предупреждают, чтобы они не приходили на митинги протеста. В 2016 и 2017 годах Навального осудили за мошенничество и присвоение денежных средств. Это весьма сомнительные приговоры, но их все равно можно использовать, чтобы запретить ему баллотироваться и вести избирательную кампанию.

Но если Навального вообще исключить из избирательного процесса и запретить ему баллотироваться на выборах 18 марта, они будут похожи на «День сурка», а не на поддержку действующего правителя России, особенно если перед выборами состоятся уличные протесты.

Реальная проблема Путина заключается в том, что пробыв так много лет у власти и решив в 2012 году проводить в России политику репрессий, а на внешней арене — политику угроз, он не может предложить российскому обществу ничего нового.
Поэтому многие сегодня полагают, что лейтмотивом очередного срока Путина, по крайней мере, в самом начале, станет новый застой, который будет оживляться великодержавной риторикой и позерством. Такое вполне вероятно. Проект бюджета на следующие три года мало чем отличается от нынешнего, но на практике основное внимание в нем уделено расходам на безопасность в ущерб социальному обеспечению, здравоохранению, образованию и инфраструктуре. Прогнозируется скромный рост ВВП. На уровне губернаторов и второстепенных министерств проведены определенные изменения. Надо полагать, что их цель заключается в том, чтобы к следующему президентскому сроку эти места уже были заняты компетентными новыми лицами. У этих назначенцев нет прочных корней в регионах, где они будут работать, и им предстоит проявить себя в новом качестве, продемонстрировав личную инициативность. Похоже, что цель Кремля заключается не в повышении эффективности федеральной системы, а в укреплении контроля центра над регионами. Пока нет никаких указаний на то, что на высшем уровне тоже ожидаются какие-то перестановки и изменения.

Путину и его коллегам выгодно отсутствие явных альтернатив и соперников, а также вполне понятный страх общества перед переменами, неизвестными фигурами и политикой, которая будет проводиться в стране, уверовавшей во внешнюю угрозу. Среди городских избирателей появились признаки недовольства, а правящая власть уже не может как раньше делать ставку на сельский электорат пожилого возраста. Тем не менее, Путин и его окружение пользуются поддержкой избирателей, которые составляют надежную группу его сторонников из числа тех, кто получает поддержку от государства. А таких людей значительное количество. Немалую роль и влияние сохраняет концепция о том, что Россия, несмотря на враждебное отношение Запада и особенно США, восстанавливает принадлежащее ей по праву место в мире. Важную роль играет и то, что Запад сталкивается с серьезными трудностями.

Тем не менее, новый застой скорее всего приведет Россию к дальнейшему упадку, а не к сохранению статус-кво, которое Путин и его соратники хотят обеспечить на предстоящие шесть лет и далее. Российский президент в 2012 году не воспользовался шансом осуществить необходимые, но довольно хлопотные экономические перемены, хотя они в случае их реализации помогли бы России устранить зависимость от нефтедолларов, которые помогают укреплять созданную в 2000 году систему. С тех пор поток нефтяных долларов ослаб, а политическая, экономическая и социальная цена диверсификации существенно возросла. Путин добавил к этому бремя постоянно увеличивающихся расходов на армию, Крым и Донбасс. Примерно 65 процентов российской экономики находится в руках у государства, и никто никому передавать ее не собирается. Да и та часть экономики, которая считается частной, вряд ли получит реальную свободу от государства, перед которым она раболепствует. Все это создает не очень-то радужную перспективу на предстоящие шесть лет и далее. У России больше нет крупных валютных резервов, которые позволили ей пережить последний мировой финансовый кризис, несмотря на те мощные удары, которые она получила. Если Запад отменит санкции, Россия все равно будет в незавидном положении даже в том случае, если российское государство создаст честную и эффективную систему управления.

Авторитарные и тоталитарные государства страдают от общего парадокса. В принципе понятно, кто руководит страной, но очень редко бывает ясно, кто, когда и какие решения принимает. В общем и целом существует мнение, что Путин действует в большей степени как руководитель компании, нежели как диктатор. Но никто не может с уверенностью сказать, с кем из своих ближайших коллег он консультируется. Когда Сечин из «Роснефти» решил подставить Улюкаева (тот возглавлял Министерство экономического развития в правительстве под руководством премьер-министра и бывшего президента Медведева), обвинив его в коррупции в связи со спором с Евтушенко (группа «Система») по вопросу владения нефтяной компанией «Башнефть», а потом начал охоту и на саму «Систему», советовался ли он с Путиным? Было ли решение о захвате Крыма принято самостоятельно и лично Путиным? И какова была истинная реакция Путина на убийство Немцова, а также Политковской и Литвиненко?

Настоящая власть в политической системе принадлежит ФСБ. Эта организация занимается поиском и борьбой с внутренними и внешними врагами. Это вездесущая, всепроникающая и чрезвычайно неразборчивая в средствах служба. Но кто реально и кто именно руководит этой системой и ее зачастую конфликтующими компонентами? Этот вопрос остается без ответа. Логика сегодняшних и будущих операций ФСБ указывает на то, что она намерена усиливать свою активность и конкурентоспособность. Очень слабо определены взаимоотношения этой службы с другими органами безопасности, такими как национальная гвардия, которая подчиняется непосредственно Путину через его бывшего личного телохранителя Золотова, а также с войсками Министерства внутренних дел. Режим терпимо относится к многочисленным отрядам и организациям типа комитетов бдительности, а также к независимым с виду вооруженным формированиям, подчиняющимся руководителю Чечни Рамзану Кадырову. Все они являются составными частями постоянно видоизменяющейся и похожей на амебу системы безопасности, в которой центральные власти утратили свое исключительное право на применение силы. Естественно, Русская православная церковь хорошо укомплектована агентами ФСБ и очень деятельно и рьяно усиливает свой контроль за жизнью в России, в том числе, при помощи силы, хотя она это всячески отрицает. Вооруженные силы тоже являются составным компонентом системы, усиливающим свою роль. Правительство во главе с премьер-министром Медведевым не занимается вопросами безопасности и не может принимать решения в этой сфере. Кроме того, у него нет властных полномочий для сдерживания коррупции, которая все больше проникает в эту область. Откровенно говоря, правительство не обладают серьезными возможностями для устранения развращающих правил жизни «по понятиям», которые явно противоречат правовой ответственности в экономике. Правительство также не имеет возможности влиять на те суммы, средства и усилия, которые идут на социальные нужды, в сферу здравоохранения и на охрану окружающей среды. Его задача состоит в том, чтобы действовать в рамках постоянно меняющихся и все более репрессивных параметров, которые задают другие.