15 декабря состоялся объединительный собор будущей автокефальной Православной церкви Украины. Объединились на соборе, чтобы… отсоединиться – сказать Русской православной церкви и её «филиалу» Украинской православной церкви (Московского патриархата) «окончательное прощай», как говорил президент Украины Пётр Порошенко. Православные избрали митрополита Киевского и всея Украины новой церкви – Епифания, до того бывшего митрополитом Переяславским и Белоцерковским УПЦ (Киевского патриархата). Какие задачи стоят перед новым религиозным лидером, разбирались журналисты информагентства EuroMedia 24.
Одна из задач Епифания – легитимизация происходящих в Украине церковных процессов на международном уровне. Дело в том, что создание автокефальной украинской церкви с одобрения Константинополя было воспринято в православном мире неоднозначно. И высока вероятность, что новую церковь не будут признавать не только в РПЦ, но также в Болгарской, Сербской и других церквях. Этого признания придется добиться, причем не только в интересах ПЦУ, но и всего православного мира.
Куда масштабнее задачи внутри страны. УПЦ (Киевского патриархата) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) полностью поддержали создание ПЦУ и синхронно самораспустились, чтобы войти уже в новосозданную церковь. Однако эти шаги были легко прогнозируемыми и ожидаемыми. Строительство ПЦУ на базе главным образом УПЦ (Киевского патриархата) – можно сказать, часть плана. Другой вопрос – как добиться признания и присоединения к ПЦУ священников, верующих, храмов УПЦ (Московского патриархата). Если УПЦ (Киевского патриархата) значилась раскольниками и едва ли не сектантами, то ПЦУ «официально» и во всём должна занять место УПЦ (Московского патриархата). Чтобы эта замена произошла и произошла не только на бумаге, но и в головах православных, Епифанию придётся проделать огромную информационную и организационную работу.
С одной стороны, преимущество Епифания – в нормальных отношениях со священниками УПЦ (Московского патриархата). Говорят, что в «московской» церкви к нему относятся даже с уважением. И сам он в свою очередь сдержанно отзывался о братьях по вере, будучи вторым по иерархии в «раскольнической» УПЦ (Киевского патриархата). С другой стороны, новый митрополит молод – ему только исполнится 40 – и не очень опытен. В том смысле, что опыт построения единой церкви на 30-40 миллионов прихожан вообще мало у кого из современников есть. Тем более, противодействовать Епифанию в этом будут структуры, силу и влияние которых трудно переоценить.
В процессе вовлечения прихожан и священников Московского патриархата Епифаний почти наверняка встретит среди попутчиков горячие головы, нацеленные «взять всё и поделить» только лишь на основании самого факта создания ПЦУ. Захваты храмов одной конфессии или церкви представителями другой конфессии или церкви и ранее регулярно происходили, но всё же были единичными. Теперь же – с появлением «документальной базы» – борьба за «наследство» УПЦ (Московского патриархата) может принять совсем уж неприемлемый размах. В то же время, переход храмов и имущества от «московской» УПЦ к ПЦУ – процесс естественный, исходя из реалий создания новой церкви и утраты своего статуса «старой» церковью. Провести этот процесс, но без кровопролития и самоуправства – не менее важно для предстоятеля ПЦУ.
Можно не сомневаться, что во всех этих делах праведных найдется много «помощников» и «доброжелателей». Ими может оказаться государство, не скрывающее свою поддержку новосозданной церкви (справедливости ради надо сказать, что государство в лице Петра Порошенко как раз приложило едва ли не наибольшие усилия для разрыва с Московским патриархатом и РПЦ), различные политсилы, олигархические группы, «парамилитарные» организации… Согласиться на их поддержку – соблазнительно, но чревато проблемами для церкви уже в недалёком будущем. Выйти из-под влияния Московского патриархата и попасть под влияние кого-либо внутри страны – возможно, хорошо для Украины как государства, но явно плохо для церкви как самостоятельного субъекта.