Белорусское министерство обороны опубликовало неожиданное сообщение о двусторонних межведомственных переговорах на тему «перспектив военного сотрудничества с Польшей». Из этого текста следует, что в Бресте в течение двух дней шли консультации с делегацией польского оборонного ведомства, которую возглавлял директор департамента военных иностранных дел полковник Томаш Ковалик (Tomasz Kowalik). О деталях завершившихся в среду переговоров белорусы не сообщают.
Польская сторона подтверждает факт встречи Ковалика с представителями белорусской армии, однако, официального заявления о том, какие темы обсуждались в Бресте, нам получить не удалось. По нашей информации, мероприятие в Белоруссии носило плановый характер: Польша проводит такие совещания со всеми странами, с которыми она поддерживает дипломатические контакты. «К таким переговорам не привлекают только Россию», — сообщил нам высокопоставленный представитель польского правительства.
Это только переговоры
В ходе встречи поднималась, в частности, тема обмена наблюдателями, направляемыми на военные учения, а также затрагивались исторические вопросы. «О военном сотрудничестве речи не идет», — подчеркивает политик. Переговоры в Бресте не были также первым шагом, например, к подготовке визита министра или заместителя министра обороны Польши в Белоруссию.
Распространение информации о последнем визите поляков — это, как полагает наш собеседник, элемент игры Минска. «Сигнал о том, что тот якобы договорился с Варшавой, призван показать, что Белоруссия остается независимой», — говорит он.
Сотрудница Польского института международных дел (PISM) Анна Дынер (Anna Dyner) отмечает, что это не первая встреча на уровне представителей министерств обороны: предыдущая состоялась в июле 2017 года. «Это элемент польской политики в отношении соседей. Обнародовав сообщение о мероприятии, белорусская сторона хотела подчеркнуть свою независимость от России. С 2017 года, когда прошли учения «Запад», Минск старается завязать сотрудничество с членами НАТО, такие контакты он считает гарантией безопасности. Речь пока идет, однако, о встречах на низшем уровне. Сотрудничество развивается также в областях, обозначенных Венским документом. Это, например, присутствие наблюдателей на учениях», — объясняет Дынер.
«Белорусы приглашают натовских экспертов на семинары, а альянс принимает на учениях белорусских журналистов. Минск в последний год активно стремится к такому взаимодействию», — подчеркивает представитель НАТО. Он добавляет, что белорусские военные проявляют интерес, например, к стандартам альянса в организации миротворческих миссий.
Минские аналитики обращают внимание, что когда началась война в Донбассе, а Россия аннексировала Крым, белорусское руководство начало постепенно активизировать контакты с НАТО. «Лукашенко не хочет, чтобы Минск втянули в конфликт между Россией и Западом. Встреча с польской делегацией без его согласия состояться не могла. Не исключено, что он решит пойти дальше и предложит полякам провести какие-нибудь совместные маневры. Под действием российской пропаганды в белорусском обществе усиливаются мобилизационные настроения, ситуация становится все более напряженной. В Минске приняли политическое решение начать сотрудничество с Польшей и показать, что по ту сторону границы врагов у нас нет», — рассказывает ведущий белорусский военный аналитик Александр Алесин.
В московских СМИ продолжает звучать тема размещения в Белоруссии российской авиабазы, хотя президент Александр Лукашенко заблокировал этот проект еще в 2015 году. «Встреча в Бресте была нужна, в частности, для того, чтобы ответить на давление россиян: Белоруссия не видит угроз, так что в иностранных базах она не нуждается», — добавляет эксперт. Судя по всему, в Минске понимают, что от постоянного военного присутствия России белорусов может спасти только взаимодействие с НАТО.
«Пока Белоруссия, — продолжает Алесин, — занимает нейтральную позицию. Она не признала присоединение Крыма к России, независимости донбасских республик, Абхазии и Южной Осетии. Если, однако, в Польше появятся американские базы, Белоруссия не сможет сопротивляться: в таком случае там практически наверняка появятся российские ракетные части и комплексы «Искандер»».