Аналогов украинскому закону о деолигархизации в мировой практике нет, однако он содержит определенные риски.
Министр юстиции Денис Малюська считает закон о деолигархизации украинским изобретением, однако признает, что в нем есть слабое место - вероятность того, что олигархи попытаются переписать свои активы на других лиц.
Об этом он сказал в эфире телеканала 1+1.
Он отметил, что в современной международной практике нет аналогов законов, которые были направлены на отстранения олигархов от политики.
"Существует практика начала ХХ века, где с помощью чрезвычайно жестких антитрастовых законов и политического давления олигархов удалось отстранить от политики. В современных условиях реалии немного другие, особенно в Украине. Соответственно, современный опыт оттягивание олигархов от хватки вокруг политики происходил только с помощью силовиков. Мы этого допустить не можем. Соответственно, этот закон является достаточно оригинальным, считайте это украинским изобретением, посмотрим, как он сработает или не сработает", - заявил Малюська.
При этом глава Минюста признал, что существует риск, что у олигархов все же останется возможность уйти от прямого действия закона.
"Ключевой риск это то, что олигархи на каком-то этапе попытаются переписать какие-то свои активы на подставных или дружеских лиц", - заявил Малюська.
Он также рассказал, что в законопроекте прописаны механизмы, предотвращающие возможное блокирование имплементации закона об олигархах после его принятия.
"Первая задача, которую мы перед собой ставим, это не только принять этот законопроект в Раде, но и проконтролировать, чтобы он эффективно работал. И несмотря на его имплементацию - вносить изменения в закон, если олигархи вдруг найдут какие-то дыры в законе", - добавил министр.
Малюська также напомнил, что законопроектом предлагается определить ключевые признаки олигарха, а именно - влияние на политику, влияние на медиа и наличие большого состояния, составляющие более 2 млрд грн.
"До того, как закон вступит в силу, а это случится зимой по нашим расчетам, к этому времени олигархи могут добровольно избавиться от тех или иных признаков олигархов - например, передать медиа независимым владельцам и после этого спокойно работать дальше, не вмешиваясь в политику. Это оптимальный путь", - заявил министр юстиции.