США и ФРГ остаются близкими партнерами, несмотря на неприязнь между их лидерами
10 апреля газета Hamburger Abendblatt сообщила шокирующую новость: гамбургский отель Vier Jahreszeiten отказался принять у себя на время проведения саммита G20 американскую делегацию во главе с Дональдом Трампом. Это известие моментально разлетелось по немецким и зарубежным СМИ. Через некоторое время, впрочем, выяснилось, что отказ обусловлен сугубо техническими соображениями — номера в гостинице уже были забронированы российской делегацией. Тем не менее эта ситуация сама по себе довольно показательна: журналисты и их читатели с легкостью поверили, что администрация отеля могла отказать президенту США. Произошло это потому, что за последнее время в американо-немецких отношениях накопилось изрядное количество проблем и взаимных претензий, а лично Трамп большинству граждан ФРГ не симпатичен. Как в сложившихся условиях будут развиваться отношения Германии и Соединенных Штатов — разбиралась «Лента.ру».
Не все так гладко
О том, что никакой личной химии между Дональдом Трампом и Ангелой Меркель не возникнет, было понятно задолго до их первой официальной встречи. Еще в 2015 году, когда журнал Time назвал немецкого канцлера человеком года, Трамп в Твиттере сухо заметил, что титул достался политику, «разрушающему Германию». А уже будучи президентом миллиардер назвал проводимую Меркель политику открытых дверей для беженцев «катастрофической ошибкой».
Объектом беспощадной критики Трампа стало отношение немцев к членству в НАТО. Американский лидер напомнил, что участники блока обязаны тратить на оборону два процента ВВП. В настоящее время из 28 членов Североатлантического альянса лишь пятеро (включая сами США) выполняют эту норму. Если бедная Эстония и пребывающая в кризисе Греция могут тратить, сколько положено, то почему процветающая Германия — нет?
Обсудить этот и многие другие вопросы Меркель и Трамп должны были во время визита немецкого лидера в Вашингтон. По итогам трехчасовых переговоров госпожа канцлер дипломатично заметила, что она довольна и приемом и самой беседой с визави. Однако у наблюдателей сложилось впечатление, что встреча прошла не слишком гладко и противоречия сняты не были. Ярким штрихом стал эпизод, когда Трамп во время протокольной съемки перед началом переговоров отказался пожать руку Меркель.А на следующий день после завершения визита немецкого канцлера хозяин Белого дома и вовсе предъявил счет Берлину, написав в Twitter, что «многие страны в прошедшие годы задолжали США внушительные денежные суммы, и эти государства должны выплатить накопленные долги». The Sunday Times даже назвала конкретную сумму, которую, по мнению Вашингтона, Берлин якобы должен НАТО (читай: США) за оборону — 375 миллиардов долларов.Это вызвало крайне негативную реакцию немецкой элиты. Глава немецкого МИД Зигмар Габриэль назвал абсурдным предположение, что в ближайшие несколько лет Германия будет тратить на бундесвер 70 миллиардов евро. Министр добавил, что Берлин готов делать больше для обеспечения безопасности, однако немецкие власти не считают, что это должно сводиться к повышению расходов на оборону. Так, по его словам, Германия тратит много денег на прием беженцев, которые вынуждены были покинуть дома, как раз из-за того, что у них на родине проблемы не удалось решить военным путем. «Таким образом, мы видим, что может произойти, когда концентрируется внимание только на повышении военных расходов», — заявил Габриэль.
Обозреватель Deutsche Welle Бернд Ригерт в свою очередь написал: «Надеюсь, канцлер ФРГ напомнила несведущему президенту, что Берлин уже не одно десятилетие оплачивает функционирование различных американских военных учреждений на территории ФРГ. Речь идет о миллиардных суммах».Еще один вопрос, волнующий немцев — отношение Трампа к Евросоюзу. «Совершенно неважно, будет существовать ЕС или же развалится. Вы смотрите на Евросоюз и видите Германию, это просто инструмент для Германии», — откровенно заявлял 45-й президент США .
«Трамп абсолютно открыто приветствовал Brexit, против которого активно выступала ФРГ, как крупнейшая страна Евросоюза. В Германии боятся, что США будут выступать за распад Евросоюза. Немцы не понимают, насколько США и дальше заинтересованы в Европе», — сообщил ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Кокеев.
Тревожит Берлин и отношение Трампа к глобализации и существующим правилам свободной торговли. Едва заселившись в Белый дом, он похоронил один из главных международных проектов своего предшественника — создание Транстихоокеанского торгового партнерства и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства. Неприятный осадок остался и после обещания Трампа ввести 35-процентный налог на ввоз в США автомобилей немецких марок. Учитывая, что Соединенные Штаты — главный торговый партнер Германии (двусторонний товарооборот превышает 173 миллиарда долларов в год), к угрозам ввести ограничительные меры там отнеслись серьезно.
Неизбежные партнеры
Тем не менее, отношения Берлина и Вашингтона остаются стабильными. Дело в том, что обе стороны, несмотря на обилие взаимных претензий, нуждаются друг в друге. Для Германии США остаются гарантом безопасности. За годы пребывания под зонтиком НАТО немцы совершенно разучились обеспечивать свою оборону. К тому же, как уже было отмечено, Берлин не хочет увеличивать свои военные расходы, а экономить в этой сфере можно лишь одним образом — делегировав большую часть связанных с безопасностью вопросов американцам.
Еще одна проблема — взаимодействие Берлина с соседями по Евросоюзу. С одной стороны, поддержка со стороны Вашингтона, добавляет ему политического веса (это особенно важно, когда речь идет о переговорах с такими строптивыми странами, как Польша). С другой — то, что у Германии есть патрон в лице США, действует на европейцев успокаивающе. «Немцев подозревают в желании стать гегемоном ЕС, многие страны союза это пугает, — говорит председатель Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. — А, если Берлин демонстрирует приверженность принципам атлантизма и готовность следовать в фарватере Соединенных Штатов, ситуация уже не кажется такой пугающей».Аналогичного мнения придерживается и директор Центра комплексных европейских и международных исследований факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев. «После Brexit Берлин становится единоличным лидером ЕС. Поддержка Вашингтона ему нужна, чтобы эффективнее взаимодействовать с другими европейскими столицами и уверенно вести переговоры с Лондоном об условиях развода», — считает политолог.Что касается США, то они привыкли видеть в Берлине один из главных центров силы в Европе, который готов быть проводником их влияния. Что же касается озвученных Трампом претензий и угроз, то относиться к ним стоит со скепсисом. «То, что немцы задолжали Вашингтону за оборону — не Трамп придумал. Просто он в свойственной ему манере, резко и вслух это все высказал. Цифры, которые якобы Трамп передал Меркель, взяты с потолка. Это примерно, как калькуляция стран Прибалтики на тему сколько Россия им должна за годы оккупации. Всерьез это никто, конечно, не воспринимает», — уверен Лукьянов.
«США нужен такой Европейский союз, который будет работать в соответствии с американскими экономическими интересами. Обеспечить это проще всего при посредничестве Берлина», — полагает Бордачев.
Правда, по словам эксперта, хотя США и Германия заинтересованы в поддержании хороших отношениях друг с другом, степень этой заинтересованности разная. «Соединенные Штаты нужны их партнерам в Европе гораздо больше, чем эти партнеры американцам. У Вашингтона есть выбор с кем в ЕС взаимодействовать, а европейцам США заменить некем», — резюмировал Бордачев.