В Красноярском театре оперы и балета возродили знаменитый балет "Лебединое озеро" в первой авторской редакции Петра Чайковского, которая абсолютно не известна современной публике.
Постановку осуществил художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета, заслуженный артист РФ Сергей Бобров. Серия премьерных показов пройдет с 3 по 5 октября. Об этой работе хореограф рассказал в интервью ИТАР-ТАСС.
"Чайковский написал всего три балета, которые появились на свет в такой последовательности: "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1890), "Щелкунчик" (1892)", - напомнил Сергей Бобров. - Любопытно, что до этого на счету великого композитора значился лишь детский одноактный балет "Озеро лебедей", сочиненный им для своих племянников и предназначенный для скромного домашнего представления. Однако несколько лет спустя по заказу дирекции императорских театров Чайковский напишет свой бессмертный шедевр - "Лебединое озеро", которое станет для него "пробой пера" в балетной музыке".
История свидетельствует: премьера "Лебединого озера" в постановке Вацлава Рейзингера состоялась 20 февраля 1877 года в Большом театре. Но первая редакция балета особого зрительского успеха не имела и вскоре была снята с репертуара.
Классикой мировой хореографии признан другой спектакль, появившийся на свет в 1895 году, после смерти композитора. Его братом - Модестом Чайковским - было написано новое либретто "Лебединого озера", постановку которого в Санкт-Петербургском Мариинском театре осуществили Лев Иванов и Мариус Петипа.
"И хотя эта версия до сих пор остается самой знаменитой, данное обстоятельство отнюдь не охладило желания балетмейстеров следующих поколений предложить зрителям собственный вариант легендарного спектакля", - заметил Бобров.
По его словам, только в Большом театре, где "Лебединое озеро" является своеобразной визитной карточкой, оно уже пережило как минимум пять редакций. Среди постановщиков балета - такие именитые мастера, как Александр Горский, Асаф Мессерер, Владимир Васильев. Дважды обращался к гениальному творению Чайковского Юрий Григорович.
О Большом театре 51-летний Сергей Бобров знает все. Выпускник Московского хореографического училища, он с 1981 по 2001 год был солистом балетной труппы ГАБТа. Параллельно он освоил и профессию хореографа: в 1992 году закончил балетмейстерский факультет Московской академии хореографии, где учился на курсе народного артиста СССР Юрия Григоровича.
С 2007 года Сергей Бобров - худрук Красноярского театра оперы и балета. Здесь им поставлено 16 балетов. "Лебединое озеро" станет 17-м по счету.
Как признался Бобров, возрождение "Лебединого озера" Чайковского в первоначальном варианте - его давняя мечта.
"Отправной точкой стал для меня провокационный вопрос гендиректора Большого театра Владимира Георгиевича Урина о том, каким могло бы быть новое "Лебединое озеро" в преддверии 175-летия Чайковского, которое весь мир отметит в 2015 году? Окончательно поняв, что пора, я начал глубокое, детальное исследование этой темы, проследив все перипетии этого балета, открыв для себя множество удивительных моментов, историй, с ним связанных", - информировал Бобров.