Конгресс США накануне, 12 июня, выступил против планов президента Дональда Трампа о продаже вооружений на 8 млрд долларов Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ). По мнению конгрессменов, «прискорбно», что Белый дом воспользовался режимом чрезвычайного положения, чтобы обойти утверждение оружейной сделки в законодательном органе.
Республиканцы и демократы в Конгрессе в течение нескольких месяцев блокировали новые контракты поставки вооружения и военной техники Саудовской Аравии и ОАЭ, объясняя это гибелью мирных жителей в результате бомбардировок саудовской коалиции в Йемене, а также многочисленными нарушениями Эр-Риядом прав человека — включая резонансное убийство в октябре прошлого года журналиста Джамала Хашогги на территории саудовского консульства в Стамбуле.
Майкл Маккол, республиканец, входящий в состав Комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресс, заявил на слушаниях в среду, что он поддерживает «усилия Саудовской Аравии по защите от Ирана». Однако, по словам Маккола, «прискорбно», что администрация Трампа воспользовалась объявленным ею режимом ЧП для того, чтобы продать вооружения Саудовской Аравии в обход утверждения сделки Конгрессом.
Республиканка Энн Вагнер заявила, что ей хотелось бы «лучше понимать» мотивы действий Белого дома, который, при заключении сделки, решил обойти Конгресс, учитывая многочисленные случаи нарушения гражданских прав в Саудовской Аравии.
Как сообщало EADaily, 24 мая администрация Трампа, ссылаясь на режим ЧП, введенный в связи с «иранской угрозой», сообщила комитетам Конгресса о заключении 22 сделок общей стоимостью $ 8,1 млрд о продаже вооружений Саудовской Аравии, ОАЭ и Иордании. Таким образом Белому дому удалось обойтись без одобрения Конгресса, которое обычно требуется при совершении оружейных сделок. Демократы, входящие в состав комитета, назвали указ о введении режима ЧП «мошенническим».
Присутствовавший на слушаниях помощник госсекретаря по военно-политическим вопросам Кларк Купер заявил, что «это была чрезвычайная ситуация и разовое событие». Позже Купер добавил, что это «разовое событие было принято в связи с необходимостью». Администрация воспользовалась режимом ЧП для продажи оружия в пятый раз в истории США, сказал представитель Госдепартамента. По словам Купера, часть вооружений уже была выслана покупателям. Представитель Госдепартамента уточнил, что «в этих 22 сделках не было ничего нового», имея в виду, что Белый дом уже уведомлял Конгресс о подготовке данных продаж.
В ответ законодатели подготовили 22 «резолюции о неодобрении» по каждой из сделок. Эти резолюции должны «защитить и подтвердить роль Конгресса в утверждении продажи вооружений иностранным правительствам».
Среди компаний, выигравших в результате заключения сделок — производитель высокоточного оружия Raytheon Co, компании Boeing и Lockheed Martin.
Напомним, президент США Дональд Трамп 24 мая принял решение направить на Ближний Восток дополнительный воинский контингент, который, помимо 1,5 тыс. личного состава, включает противоракетные комплексы Patriot, разведывательные самолеты и необходимые силы, «чтобы защитить себя».
Представитель Объединённого комитета начальников штабов ВС США вице-адмирал Майкл Гилдей уточнил, что из 1,5 тысячи военнослужащих около 600 будут обслуживать батареи Patriot. «В ближайшие недели мы направим дополнительные средства наблюдения и разведки, а также авиационные и инженерные подразделения для защиты наших сил», — добавил вице-адмирал, отметив, что в составе сил будут самолёты и беспилотники для «отслеживания иранских крылатых ракет».
В качестве обоснования для концентрации дополнительных военных активов на Ближнем Востоке администрация Трампа ссылается на данные американской разведки о возросшей вероятности «иранской агрессии» против союзников США и их интересов в регионе.
Помимо развёртывания на Ближнем Востоке авианосца «Авраам Линкольн» и других боевых кораблей, Соединенные Штаты отправили стратегические бомбардировщики B-52 в регион. Свою лепту в обострение ситуации спустя год после выхода США из многостороннего соглашения о иранской ядерной программе внесли и взаимные «террористические признания» Вашингтона и Тегерана. 8 апреля США внесли иранский Корпус стражей Исламской революции (КСИР) в собственный список зарубежных «террористических организаций». За этим последовало аналогичное решение Ирана в отношении Центрального командования ВС США (в зону его ответственности входит Ближний Восток).