Илон Маск стал владельцем Twitter меньше, чем три месяца назад, но уже успел перевернуть компанию и ее соцсеть вверх дном. За это время Маск успел уволить ключевых топ-менеджеров, сократил численность персонала на 50%, отменил пожизненные баны и начал раздавать "синие галочки" всем подряд.
Одиозного бизнесмена обвиняют в том, что он испортил корпоративную "твитерскую" культуру, которую компания строила в течение 16 лет, а вместе с ней и имидж соцсети, основанный на доверии пользователей. Журналисты The Verge выяснили, как именно это произошло.
Twitter воспользовался этим импульсом, чтобы стать одной из самых важных компаний в сфере технологий: всепоглощающей одержимостью для тех, кто работает или просто интересуется политикой, спортом или журналистикой. Часто платформа задавала новостную повестку и превращала ноуйнемов в главных героев, а недостаток прибыли она с лихвой компенсировал влиянием.
Никто не понимал, как использовать это влияние в качестве оружия лучше, чем Дональд Трамп, который в 2016 году пробился в Белый Дом не в последнюю очень благодаря тому, что не сторонился языка ненависти в своем аккаунте @realDonaldTrump. Это имело свою цену.
Генеральный директор Disney Боб Айгер планировал приобрести Twitter, чтобы расширить каналы дистрибуции контента Disney, однако в 2016 году соцсеть агрессивно критиковали за токсичность и травлю, которая разворачивалась на ее страницах. Тогда Айгер решил отступить, заявив, что "злоба" на платформе была экстраординарной.
После выборов и несостоявшейся сделки тогдашние руководители Twitter, чтобы спасти ситуацию и деньги акционеров, просмотрели свою политику модерации контента, укомплектовал службу безопасности и обязались поддерживать здоровые дискуссии. В январе 2021 года платформа заблокировала аккаунт Трампа.
Такой Twitter насколько раздражал Маска, что он в итоге решил его купить. Тот был убежден, что компания была коррумпирована — подчиняясь прихотям правительств и либеральной медиа-элиты. Она блокировала консерваторов, подавляла законный дискурс о ковиде и выборочно блокировала тех или иных должностных лиц. Кто может лучше вернуть Твиттеру его былую славу, чем его самый богатый твиттерист? Тем не менее, за платформу он предложил неприлично высокую цену — $44 миллиарда.
The Verge в своем расследование подытоживает, что в некотором смысле Маска можно оправдать. Сейчас Twitter функционирует и стабильно добавяет новый функционал даже после ухода большинства сотрудников.
Но Маск, похоже, не осознает, что он сломал нечто большее: корпоративную культуру, которая превратила Twitter в одну из самых влиятельных социальных сетей в мире, платформу, которую каждый день наполняли живые разговоры экстренные новости и мемы — в этом была истинная ценность и вклад Twitter в мир.