Земля — крестьянам? Появится ли в Украине рынок сельскохозяйственных земель
Сергій Притула вперше відповів, чи хоче стати президентом: "Місія номер один" Рада звільнила Мар'яну Безуглу: куди вона піде далі ООН: Взимку в Україні світла може не бути до 18 годин на добу У оператора "Київстар" технічний збій: користувачі повідомляють про проблеми зі зв'язком Синоптикиня відповіла, чи вплине теплий вересень на температуру взимку У космосі вчені знайшли "монстра": струмені з чорних дір, довжиною в сотню Чумацьких шляхів У Фінляндії пропонують вигнати Росію з ООН, реформувавши Радбез організації Рада дерусифікувала назви сотень населених пунктів: серед них скандальний Новомосковськ Відомий український співак розповів, як Тіна Кароль обматюкала його Бойові "гойдалки", зміна ситуації: у ЗСУ розповіли, що коїться на напрямку Часового Яру Ганебне стало реалізмом: ексголова МЗС Польщі поскаржився на "політику гієни" Варшави шодо Києва Дані WSJ про 80 тисяч загиблих українських бійців перебільшені, - депутат Відомого американського репера Puff Daddy заарештували: що сталося Президентка Єврокомісії їде до Києва: у чому причина Затримання Олександра Усика у Польщі: ЗМІ дізналися причину Затримання Олександра Усика у Польщі: ЗМІ дізналися причину Чарлі Ганнем зіграє серійного вбивцю в третьому сезоні "Монстра" від Netflix Токаєв на зустрічі з Шольцем назвав РФ "непереможною", - Welt Мільйон загиблих і поранених: WSJ передрік демографічну катастрофу в Україні та РФ Камуфляж і прокляття: Forbes оцінив, як росіяни "оригінально" борються з перехопленням БПЛА Синоптикиня потішила українців прогнозом на завтра, але є важливе попередження Apple проведе ще одну презентацію цієї осені: на ній покажуть відразу 7 пристроїв Залужний виступав проти операції ЗСУ в Курській області, - POLITICO "Протримаємося менше двох місяців": у США б'ють на сполох через війну дронів Селена Гомес просто зі сцени висміяла Трампа, який образив її подругу Тейлор Свіфт

20 декабря Верховная Рада в очередной раз продлила мораторий на продажу земли. Планируется, что запрет на операции с сельскохозяйственными землями будет действовать до конца 2019 года. До 1 марта следующего года парламент обязал Кабинет министров разработать закон, который в конце концов создаст в стране рынок земли. Что из этого получится, выясняли журналисты информационного агентства EuroMedia 24.

Продление моратория было воспринято неоднозначно как представителями власти, так и обществом. Противники создания рынка земли радовались: по их мнению, удалось еще хотя бы на год отложить «распродажу» украинского чернозема, уберечь сельское хозяйство от монополизации агрохолдингами, а крестьян — от потери главного источника дохода.

В свою очередь, часть общества, которая выступает за возможность каждого распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, с новой силой заговорила о «тенизации» рынка земли. Мол, мораторий не снимают, потому что кто-то неплохо наживается на том, что люди ограничены в операциях со своей землей.

Как бы то ни было, вопрос создания рынка сельскохозяйственного назначения назревал давно. И, похоже, приближается к своему логическому финалу. Об этом свидетельствует не только позиция парламента, но и отдельные прецеденты, когда граждане через Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) добивались компенсации от государства за то, что не могли продать свою землю.

История ограничения рынка земли

Стоит отметить, что мораторий на продажу сельскохозяйственных земель ввели как временную меру в 2001 году. Он должен был действовать до принятия нового земельного кодекса. Однако получилось так, что он продлевался почти 20 раз, и снова — 20 декабря 2018-го.

Мораторием, в частности, ограничивается право купли-продажи сельскохозяйственной земли, запрещено изменять его целевое назначение и передавать землю под залог. По большому счету предусмотрено только три операции с паем: передача в аренду, обмен участками и передача по наследству.

Поэтому активизировался «теневой» рынок земли. Среди самых распространенных операций — передача земли в аренду без документального заверения и «пожизненная» аренда пая. В первом случае владелец отдает землю в аренду без заключения соглашения, как следствие, с участка не уплачиваются налоги, а бюджет недополучает средства. Второй вариант предусматривает сдачу земли в аренду на максимальный срок, то есть на 49 лет (пай нельзя сдавать в аренду более чем на 50 лет).

Последний способ является фактически продажей, особенно учитывая, что по статистике около 1,5 миллиона землевладельцев старше 70 лет. Эти люди вряд доживут до окончания действия соглашения.

В целом же, по разным подсчетам в Украине от 70 до 96% сельскохозяйственной земли подпадает под действие моратория. А это, в свою очередь, так или иначе затрагивает интересы почти 16% населения страны.

Неизбежность создания рынка

Можно говорить о том, что в Украине все больше набирает обороты требование отменить мораторий на продажу земли. В частности, создана Общественная коалиция за отмену моратория на землю, в которую вошли 39 организаций. Этим объединением даже были предложены принципы «безопасного» рынка земли. Среди прочего, предлагалось, что операции с землей смогут выполнять только граждане Украины, и ограничивалась максимальная площадь паев, которые сможет приобрести одно юридическое или физическое лицо.

В то же время, пока организации разрабатывали программные документы, украинцы начали судиться против государства в Европейском суде по правам человека с требованием разрешить свободно использовать свое имущество. Два землевладельца — София Зеленчук и Виктор Цицюра — три года судились с Украиной за возможность продать свой пай и в конце концов выиграли.

Европейский суд постановил, что ограничения на операции с землей нарушают Европейскую конвенцию по правам человека и обязал Украину отменить мораторий. Кроме того, государство должно выплатить истцам компенсацию в размере 3000 евро каждому. Таким образом был создан правовой прецедент. Учитывая то, что Украина является членом Совета Европы, решение ЕСПЧ для выполнения обязательно, даже в случае с требованием изменения национального законодательства.

Простыми словами это означает, что мораторий должны отменить в любом случае, а пока этого не произошло, каждый, кто считает, что его права нарушены, может подавать иск в Европейский суд. Исходя из однозначности в предыдущем решении, каждое следующее будет приниматься в пользу граждан.

Это означает колоссальные убытки для государства, ведь каждый проигранный Украиной иск обойдется стране в сумму от 2 тысяч до 27 тысяч евро. Решение суда по правам человека в целом же обязывает не к разовой компенсации конкретном истцу, оно требует системного решения самой причины проблемы.

Конкретного срока для пересмотра или отмены моратория на продажу сельскохозяйственных земель ЕСПЧ не назвал — отметив, что это должно быть сделано «в разумный срок». Если анализировать другие решения суда, можно сделать вывод, что максимальный срок для принятия решения — это два года. В дальнейшем же могут последовать компенсации для всех желающих землевладельцев, а это миллиарды евро.

В общем, можно с высокой долей уверенности говорить, что продление моратория на 2019 год было последним. В пользу этого свидетельствует не только правовой прецедент, решение ЕСПЧ и требование Верховной Рады к Кабмину наконец разработать проект закона «Об обороте земель». Образование рынка земли является одним из требований международных кредиторов для продолжения сотрудничества, а учитывая необходимость вскоре возвращать старые долги, новых займов избежать удастся вряд ли.