Голосов, призывающих не дать России возможности участвовать в предстоящих зимних Олимпийских играх, раздается все больше. Норвегия по-прежнему занимает выжидательную позицию.
Около 40 антидопинговых агентств — включая норвежское антидопинговое агентство — уже подписались под призывом помешать российским спортсменам участвовать в Олимпийских играх в Пхенчхане.
К кампании присоединился и президент американской Ассоциации лыжного спорта и сноуборда. На сайте Fasterskier.com Тайгер Шоу (Tiger Shaw) обрушился с жесткой критикой на систематическое мошенничество в России и на мягкотелость Международной федерации лыжного спорта (ФИС).
«Нельзя разрешать участвовать в Олимпийских играх стране, позволявшей более 1000 спортсменам жульничать в течение многих лет, чему есть доказательства. Чем, мы, черт побери, занимаемся? Спортсмены должны выдвинуть требования. Выбросить Россию за борт Олимпиады и разрешить ее спортсменам участвовать, если они смогут доказать, что были «чисты», — говорит он.
Срок временной дисквалификации шести российских лыжных гонщиков — в том числе, Александра Легкова — истекает через пару дней. Тайгер Шоу гневно обрушивается на то, что, по его мнению, является проявлением бесхребетности ФИС: Федерации следует немедленно продлить дисквалификацию, считает он.
Он считает, что в так называемом докладе Макларена содержатся достаточно убедительные доказательства того, что Россия много лет перед прошлой Олимпиадой занималась допингом, организованном на государственном уровне. Но в Международной федерации лыжного спорта по-прежнему ждут результатов работы двух новых комиссий, которые должны оценить доказательный материал. Работа эта будет закончена не ранее декабря, к тому моменту лыжный сезон будет уже в разгаре.Россия нарушила целую тонну антидопинговых правил и правил ФИС», — утверждает Шоу.
Летом прошлого года президент Норвежской спортивной федерации Том Тведт (Tom Tvedt) четко дал понять, что Россию не следует допускать к участию в Олимпийских играх в Рио. Сейчас он предпочитает ждать результатов двух упомянутых выше докладов МОК, над которыми сейчас идет работа, прежде чем Федерация выступит с официальными рекомендациями.
Клостер Осен: Доказательства должны быть состоятельными
Член Международного олимпийского комитета Кристин Клостер Осен (Kristin Kloster Aasen) говорит, что комиссии Освальда и Шмида проверяют доказательства, представленные в докладе Макларена, разоблачающем то, как Россия манипулировала положительными пробами на допинг во время Олимпийских игр 2014 года.
— Но ведь многие считают, что все доказательства уже есть? Что делал бы Ричард Макларен, если бы не нашел доказательства?
— В то, что написано в докладе Макларена, поверить несложно, но вопрос состоит в том, насколько это состоятельно в правовом отношении. Мне кажется, этот вопрос интересует всех. Поэтому я говорю, что соответствующее решение должны принимать те, кто отвечает за проверку, — говорит Клостер Осен в беседе с VG.
— Руководитель антидопингового агентства США Трэвис Тайгарт (Travis Tygart) — один из тех, кто дал понять, что МОК уже принял решение, позволяющее России участвовать. Это правда?
— Я знаю о совместной инициативе ряда антидопинговых агентств, в том числе Норвегии. Важно выслушать все стороны. Но повторяю: чтобы вынести правильное решение, необходимо возложить ответственность на тех, на ком лежит ответственность юридическая. Это МОК и Всемирное антидопинговое агентство WADA, — говорит свежеиспеченный член МОК. (Клостер Осен избрана членом МОК на конгрессе в Лиме в сентябре этого года, — прим. ред.).
— Но какое впечатление у Вас: действительно ли решение уже принято, и об этом просто не говорят вслух?
— Нет, у меня вовсе нет такого впечатления. Мое впечатление таково: МОК на самом деле стремится сделать все правильно, но все занимает больше времени, чем предполагалось вначале, — говорит Клостер Осен.
— А разве это не классический пример задачки «козла и мешка с овсом»? Когда экономические интересы входят в противоречие с этическими?
— Что касается этой оценки — о наличии экономических интересов и того, какое влияние они оказывают, то я просто-напросто не могу ничего об этом сказать. Я не знаю, — отвечает она.
Президент американской Ассоциации лыжного спорта и сноуборда, в свою очередь, крайне подавлен тем, что Всемирной федерации лыжного спорта недостает независимости в вопросах допинга.
Вместе с тем Тайгеру Шоу хотелось бы, чтобы лыжные федерации других стран более активно вели бы себя на баррикадах:
«Все страны испытывают некоторое замешательство и предпочитают либо не углубляться в этот вопрос, либо ничего в связи со всем этим не делать. Это объясняется той силой, по отношению к которой им надо определяться. У вас не может быть члена руководства международной федерации, который говорит, что они ничего не делают, потому то боятся, что их не переизберут, или потому что боятся навлечь на себя гнев спортивного руководства. Это не руководство», — говорит американец.
Федерация лыж: «Мы боремся за то, чтобы защитить «чистых» спортсменов
Ответственный за связи с общественностью в Норвежской федерации лыжного спорта Эспен Графф (Espen Graff) подчеркнул в беседе с VG, что решение о том, разрешать ли России участвовать в Олимпийских играх, или нет, должен вынести МОК:
«Норвежская федерация лыжного спорта ожидает, что МОК вместе с WADA сделают все, чтобы докопаться до правды в этом деле. Норвежская федерация лыжного спорта всегда будет бороться за то, чтобы защищать «чистых» спортсменов. А если окажется, что кто-то получил медали путем обмана, то они, разумеется, должны быть за это наказаны. Норвежская федерация лыжного спорта ясно дала понять, что мы хотели бы большей гласности в подобных вопросах», — заявил он корреспонденту VG.