Американскому президенту эти планы вряд ли понравятся: чтобы обойти вступающие в силу в ноябре ужесточенные санкции США против Ирана, Европейский союз прибегает к хитрости и тем самым как бы дает по Америке залп из дипломатических орудий. ЕС хочет создать что-то вроде обменной платформы, с помощью которой европейские компании смогли бы продолжать бизнес с Ираном, не опасаясь штрафных мер Америки. Дело в том, что правительство США грозит отлучать от бизнеса в США все компании, сотрудничающие с Ираном.
Идея, которую главный дипломат ЕС Федерика Могерини (Federica Mogherini) изложила в Нью-Йорке незадолго до начала Генеральной Ассамблеи ООН, остроумна: новая торговая платформа должна вывести бизнес с Ираном из глобальной финансовой системы. Там можно будет выставлять счета и производить платежи, финансовые потоки будут протекать анонимно, а большинство из них со временем могут стать вообще излишними. Германия, Китай, Франция, Россия и Великобритания хотят поддержать создание такой компании специального назначения (Special Purpose Vehicle/SPV). Ее местонахождение, финансирование и точный модус функционирования еще не определены, однако по слухам она обоснуется в Люксембурге. Третьи страны также будут иметь возможность пользоваться ее услугами.
В принципе SPV должна работать как координационный центр: если, например, Иран продаст нефть в Италию, а какая-то немецкая машиностроительная фирма поставит оборудования какой-то фабрике в Тегеране, то деньгами, предназначенными для оплаты иранской нефти, будет оплачен счет немецкой фирмы.
Платформа, вероятно, опоздала
Но остается вопрос, можно ли будет таким образом действительно избежать штрафных санкций США. Ведь как минимум большие проекты, которые осуществляют в Иране действующие на всем мировом рынке концерны, от наблюдателей или агентов едва ли удастся скрыть. В таком случае и без обнаружения финансовых потоков компании настигнет месть США. Это очень высокий риск, если учесть то большое значение, которое имеет бизнес в Америке для многих компаний.
Кроме того, инициатива возникла, вероятно, слишком поздно. Иранская тема закрыта — такое мнение часто можно услышать в немецких деловых кругах. Но создание нового промежуточного звена можно рассматривать, по меньшей мере, как шаг в нужном направлении, цель которого сделать Европу более независимой от доллара. «Европейский союз должен стать в экономических вопросах значительно более независимым, он должен иметь возможность действовать более самостоятельно», — сказал Йоахим Ланг (Joachim Lang), главный исполнительный директор Федерального союза немецкой промышленности (BDI), в Берлине. Для этого, по его словам, Европейская комиссия должна разработать соответствующие инструменты.
Осуществление платежей — самая большая проблема для бизнеса с Ираном. Даже компании, не подпадающие под американские санкции, потому что у них, например, нет представительств в США, не могут сейчас найти банк, который обслуживал бы их бизнес с Ираном. «Планируемый ЕС координационный центр мог бы стать инструментом для преодоления подобных трудностей», — говорит Фолькер Трайер (Volker Treier), руководитель отдела внешних связей Ассоциации немецких промышленных и торговых палат, в Берлине. Однако и он считает, что ЕС упустил слишком много времени в реакции на ужесточение американских санкций в отношении Ирана. «Предложение запоздало и сможет улучшить положение, скорее всего, лишь в среднесрочной перспективе», — считает Трайер.
Страх перед «черным списком»
Другие экономисты и представители компаний, опрошенные во время «Дня немецкой промышленности», проведенного Федеральным союзом германской промышленности в Берлине, настроены еще более пессимистично. «Большинство немецких компаний уже покинули Иран. И в этом процессе последняя инициатива Европейской комиссии уже ничего изменить не сможет», — говорят они.
Однако инициатива ЕС способна помочь средним предприятиям, работающим на Ближнем Востоке, но не имеющим бизнеса в США. «Для всех других компаний планы ЕС защитой не станут. Если службы США обнаружат деловые контакты с Ираном, то соответствующие фирмы попадут в черный список и уже не смогут работать в США», — говорят участники конференции промышленников. Крупные концерны, несмотря на все ухищрения задуманного ЕС финансового института, не смогут скрыть, что они ведут дела с Ираном.
Но для многих представителей экономических кругов уже не так и важно спасти свой бизнес с Ираном. От осуществления плана Европейской комиссии они ожидают в принципе большей независимости от США. «Мы должны подумать о том, как минимизировать доминирование доллара в мировой торговле. Если мы будем вести торговлю в евро, то это автоматически уменьшит влияние США», — считают экономисты. По их мнению, планы ЕС — первый правильный шаг в этом направлении. «В конце концов может возникнуть европейская платежная система SWIFT, на которую США уже не будут влиять. Это значительно ограничит влияние Вашингтона на мировую торговлю», — говорят они.
Торговля пострадала
В начале мая президент США Дональд Трамп объявил, что США выходят из международного ядерного соглашения с Ираном. Он назвал эту сделку «катастрофической» и объявил о многоступенчатом ужесточении санкций против Ирана. В первом пакете американцы запретили Ирану приобретать доллары. Также была затруднена торговля золотом, некоторыми другими драгоценными металлами, сырьевыми ресурсами и промышленными изделиями. Импорт иранских продовольственных товаров и ковров в США был запрещен.
В начале ноября должны вступить в силу особенно болезненные санкции, цель которых — сделать почти невозможной продажу иранской нефти и газа и парализовать международный платежный оборот с Ираном. Этими мерами Трамп хочет поставить правительство Тегерана на колени в экономическом отношении.
Из-за санкций США двусторонняя торговля заметно пострадала. С момента объявления санкций Трампом в мае немецкий экспорт в Иран, согласно данным Немецкой торгово-промышленной палаты, сократился на 18%. В промежуточный период более 100 немецких компаний открыли в Иране представительства, многие их них теперь вновь закрыты. Государства ЕС экспортировали в первом полугодии 2018 года в Иран товары общей стоимостью более чем шесть миллиардов евро. Импорт оттуда оценивается почти в 4,5 миллиарда евро.