Европейские лидеры собираются в пятницу на Мальте, чтобы продемонстрировать единство по миграционному кризису, однако у них нет единства по тому, как вести себя с президентом США.
Европейский Союз, по всей видимости, не готов к дипломатии «твитов» и бахвальства или повороту на 180 градусов, чтобы приспособиться к геополитической и торговой революции, к которой, с его слов, стремится Дональд Трамп.
До намеченного на 3 февраля саммита в Валетте лидеры ЕС не торопились воспользоваться первой встречей после инаугурации 45 президента США для безусловного осуждения принятых им решений и агрессивных заявлений.
Тем не менее, Европа может оказаться как никогда ослабленной и изолированной в результате резкого поворота в американской политике после ухода барака Обамы.
Глава Европейского совета Дональд Туск в свою очередь направил руководству ЕС 31 января письмо под заглавием «Вместе мы устоим на ногах, по одиночке — рухнем». В нем он назвал заявления новой американской администрации «угрозой» для Евросоюза в той же мере, что Россию и «Исламское государство» (запрещенная в РФ террористическая организация — прим.ред.): «Перемены в Вашингтоне ставят ЕС в трудное положение с новой администрацией, которая, по всей видимости, хочет поставить под сомнение 70 лет внешней политики США». Трамп действительно назвал НАТО «устаревшей» и провозгласил развал ЕС.
Туск, бывший польский премьер, уделяет большое внимание российской угрозе и недавно побывал в турне по Прибалтике, которая тоже в ужасе при виде военных учений России на Украине и перспектив изоляции и ослабления Европы в случае сближения Вашингтона и Москвы.
До недавнего времени страны Центральной и Восточной Европы сомневались в необходимости движения в сторону европейской обороны, так были убеждены, что Вашингтон в любом случае останется их непоколебимым защитником. Поэтому произошедшее стало для них тяжелейшим ударом.
«Личные размышления»
Как бы то ни было, Туск стоит во главе организации, которая призвана объединить интересы 28 стран-членов, одна из которых, Великобритания, выходит из ЕС, и подтвердил «особые отношения» с США. «Письмо Дональда Туска — личные размышления, которые вносят вклад в дискуссию о будущем ЕС», — отметили в среду в его окружении.
Таким образом, на Мальте европейским лидерам нужно будет воздержаться от слишком резких заявлений во имя важнейших траснсатлантических связей, которые они стремятся сохранить вопреки выпадам против ЕС американского лидера, поддержавшего Брексит. В Брюсселе слова Миттерана «нужно подождать» актуальны, как никогда.
«Не может быть и речи о том, чтобы вступить в полемику, которая может обостриться. Пока что решения Вашингтона выглядят довольно невнятными. Рано или поздно Трампу придется вернуться к трансатлантическим связям», — считает дипломатический источник, отражая распространенное в Брюсселе мнение. В Еврокомиссии не хотят «подливать масла в огонь или участвовать в истерии», — полагает другой источник.
«Хотя Париж и Берлин выступают за жесткую линию, остальные не хотят вступать в полемику с Трампом из страха спровоцировать ответную реакцию с его стороны», — считает еще один дипломат. И разве возможно говорить в один голос, если некоторые, вроде венгерского премьер-министра Виктора Орбана, приветствуют его антииммиграционное постановление, которое осудили Ангела Меркель и Франсуа Олланд.
Саммит в Мальте может дать повод для утверждения европейских ценностей свободы и прав человека. Процесс должен прийти к завершению в Риме 25 марта, день 60-летия основополагающего европейского соглашения. Эта символическая встреча должна стать настоящим ответом Трампу и всем антиевропейским силам, которые подрывают ЕС изнутри.
Цель мальтийского саммита как раз-таки заключается (помимо обязательств по урегулированию миграционного кризиса в Центральном Средиземноморье) в том, чтобы подготовить будущую «римскую декларацию» на заре эры Трампа. Дипломаты уже несколько дней трудятся над рабочим документом, с которым удалось ознакомиться Le Monde.
Если верить ему, римская встреча должна подтвердить единство европейцев, их ценностей и коллективной мощи Евросоюза «с более согласованной внешней политикой и расширением инвестиций в оборону». Кроме того, в документе подчеркивается «социальная составляющая» ЕС с Европой, которая приносит пользу всем, а также с эффективной молодежной политикой.
Напряженность
Как бы то ни было, напряженность прослеживается уже сейчас. Франция напирает на продолжении интеграции еврозоны, а Германия предпочитает сосредоточиться на более консенсуальных для ЕС вопросах, таких как внутренняя безопасность и оборона.
Еврокомиссия хотела бы внести свой вклад, предлагая стратегию долгосрочных реформ. Другие же (прежде всего Париж и Берлин) предпочли бы обойтись без слишком амбициозных предложений, которые могут нарушить сформировавшееся сейчас хрупкое единство.
Обсуждение вопроса свободной торговли тоже будет непростым. Нужно ли вновь подчеркивать ее значение для ЕС, если общественное мнение во Франции, Бельгии, Германии и Австрии относится к ней, мягко говоря, без особого энтузиазма?
Еврокомиссия хотела бы ухватиться за возможности, которые открывает выход США из ряда соглашений, чтобы укрепить позиции Европы. В среду Брюссель и Мехико решили «нарастить темп переговоров» о двустороннем соглашении, которые стартовали в середине прошлого года.
Назначение посла США в ЕС может стать первой настоящей проверкой способности ЕС ответить Трампу. Тед Маллок (Ted Malloch), которого пророчат на эту должность, предрекал в интервью ВВС конец евро и сравнивал ЕС с Советским Союзом. Какой будет реакция Брюсселя, если его утвердят, и он будет дальше вести себя открыто враждебно? Хватит ли Евросоюзу смелости сразу же отвергнуть его кандидатуру?