Как британец Энди Маррей превратился из «лузера» в лучшего теннисиста мира
В понедельник, 7 ноября, теннис получил новую первую ракетку мира в мужском одиночном разряде. Ею стал британец Энди Маррей, взобравшийся на вершину после десятка лет безуспешных попыток. 29-летний шотландец сквозь травмы и постоянные поражения проделал путь от перспективного юноши до лучшего спортсмена в истории своей страны.
Время неупущенных возможностей
«Мои поздравления, Энди! Ты достиг вершины заслуженно. Твои страсть и преданность делу принесли результат, я очень рад играть в одну эпоху с тобой!» — эти полные уважения слова на своей странице в Facebook написал Новак Джокович, ровесник и один из главных соперников Маррея на протяжении его спортивной жизни. Сербский теннисист занимал первую строчку в мировом рейтинге 122 недели — более двух лет подряд, но теперь уступил лидерство британцу.
Это революционное для тенниса событие произошло после того, как канадец Милош Раонич из-за травмы отказался выйти на матч с Марреем в полуфинале турнира серии «Мастерс» в Париже. Такая удача позволила шотландцу без борьбы продвинуться в финал и на пять очков опередить Джоковича. Отрыв увеличился до 405 баллов после победы Энди в финале над американцем Джоном Изнером.
Еще в июне любого, кто предсказал бы лидерство Маррея в рейтинге к концу сезона, назвали бы фантазером. Тогда Джокович обыграл шотландца в финале «Ролан Гаррос» и обошел его на 8035 баллов в табели о рангах. Отыграть такой гандикап за пять месяцев — задача почти нерешаемая, но Маррей с этим справился. Энди выиграл семь турниров из девяти после Открытого чемпионата Франции, включая Уимблдон, Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, «Мастерсы» в Шанхае и Париже, а также крупные соревнования в Пекине и Вене.
Став первой ракеткой мира в 29 лет, 5 месяцев и 23 дня Маррей стал вторым по старшинству теннисистом, достигшим вершины в своей профессии. Самым «старым» считается австралиец Джон Ньюкомб, сделавший это в 1974 году в возрасте 30 лет и 11 дней. Роджер Федерер и Андре Агасси были первыми и в более почтенном возрасте, но тут речь идет именно о тех, кто впервые взошел на вершину. Маррей также стал первым британцем, покорившим теннисный олимп.
Сможет ли шотландец удержаться на вершине надолго? Его недоброжелатели уверены, что нет. С их точки зрения, успех Энди — недоразумение, обусловленное травмами и объективными проблемами тех, кто всегда был ему не по зубам: Роджера Федерера, Рафаэля Надаля и Новака Джоковича. Действительно, первый пропустил почти две трети сезона из-за травмы колена, приведшей к операции; второй продолжает восстанавливать больное запястье, из-за которого не играет в полную силу с 2014 года; третий столкнулся с психологическими трудностями после «Ролан Гаррос». Опустошенный из-за череды побед и женитьбы Джокович даже нанял в команду некоего духовного гуру, который призван восстановить душевное равновесие серба.
Маррей действительно не противостоял основным соперникам ни в одном из последних семи победных турниров, но это проблемы чьи угодно, только не шотландца. Не он виноват в трудностях Роджера, Рафы и Новака, он лишь воспользовался ими, ухватившись за лучший и, возможно, единственный шанс выйти из тени великих конкурентов. Чтобы остаться на первой строчке по итогам 2016 года, Энди придется выступить на итоговом турнире в Лондоне не хуже Джоковича. Звучит это намного проще, чем есть на самом деле. Такой интриги за звание лучшего теннисиста планеты по итогам сезона не было с 2000 года, когда Марат Сафин лишь в последнем матче уступил первенство Густаво Куэртену.
Сам Маррей трезво оценивает свое достижение: «Я могу задержаться на первом месте всего на неделю. Так что почему бы просто не насладиться этим успехом — я вполне могу потерять первое место после итогового турнира и никогда больше там не оказаться», — сказал он Reuters.Из лузера в сэры
Путь наверх для Энди Маррея был невероятно тернистым. Ему пришлось соперничать с тремя игроками, каждого из которых справедливо называют лучшим в истории. Федерер, Надаль и Джокович почти в равной степени заслуживают того, чтобы носить этот неофициальный титул.
Помимо соперников прогрессу Маррея на корте не способствовали завышенные ожидания и чрезмерное внимание британской прессы и общественности. Еще в 2007 году, когда Энди едва исполнилось 20, его статуя уже стояла в лондонском музее восковых фигур Мадам Тюссо. От скромного юноши каждый год ждали победы на Уимблдоне, а она все никак не случалась. Когда в 2012 году Маррей проиграл в финале 31-летнему Федереру, потерпев четвертое поражение в финале турниров Большого шлема, многие поставили на нем крест. Напрасно — именно тогда и началось настоящее восхождение гордого шотландца.
Спустя месяц он победил на Олимпийских играх в Лондоне, а в сентябре 2012 года на глазах у легендарных соотечественников — сэров Шона Коннери и Алекса Фергюсона — выиграл свой первый «Шлем» US Open, обыграв в финале Джоковича. Тогда Маррей раз и навсегда вошел в историю британского тенниса, а теперь и мирового.Со званием первой ракетки мира Маррея поздравили сотни известных людей, в числе которых члены королевской семьи, мэр Лондона Садик Хан, лидер группы Coldplay Крис Мартин и многие другие. Легендарный футболист Гари Линекер назвал Маррея лучшим спортсменом в истории Великобритании, а Роджер Федерер — новым королем. Сейчас ни у кого нет сомнений, что награждение Энди орденом Британской империи и присвоение ему титула сэра — вопрос ближайшего времени.
Самая счастливая на свете женщина на данный момент — должно быть, мать семейства Маррей Джуди, работающая теннисным тренером. Несколько месяцев назад первой ракеткой мира стал еще и ее старший сын Джейми, возглавивший парный рейтинг.