Германия настаивает на возврате ее культурных ценностей, перемещенных в Россию после Второй мировой войны. Об этом сообщилa ссылкна заявление посольства ФРГ в Москве.
Германия хочет вернуть находки Генриха Шлимана и Эберсвальдский клад, а также тысячи уникальных золотых предметов и украшений, относящихся к IX веку до нашей эры.
Диппредставительство подчеркивает, что культурные объекты не должны использоваться как компенсация за военные потери, ссылаясь на Гаагские правила ведения войны от 1907 года.
Об этом речи быть не может
Как заявил глава департамента музеев Министерства культуры Владислав Кононов, ни о каком возврате культурных ценностей, вывезенных из Германии после Второй мировой войны, речи быть не может.
По его словам, российские музеи сами занимаются поиском похищенных экспонатов, которые зачастую выставляются на американских и европейских аукционах, и приобретают их на собственные деньги или средства из бюджета.
Однако он допустил, что могут быть какие-то межправительственные соглашения, договоренности об обмене.
Вопрос обсуждаемый
В свою очередь, заведующий кафедрой права МГУ Сурен Авакьян заявил, что Россия может оставить себе культурные ценности, вывезенные с территории Германии после Второй мировой войны, так как вывоз осуществили с согласия государств-победителей.
Однако этот вопрос обсуждаемый, Москва может пойти Берлину навстречу, добавил он.
По словам юриста, Россия может оставить у себя вывезенные культурные ценности, если она докажет, что действовала не от себя, а в соответствии с волей государств-победителей.
Одна из форм компенсации
Политолог, профессор кафедры сравнительной политологии РУДН Юрий Почта в эфире также прокомментировал ситуацию с перемещенными ценностями.
Однако он напомнил, что часть этих ценностей вернули – например, коллекция Дрезденской галереи.
Выдвижение односторонних требований немецкой стороной, по его словам, нельзя считать нормальной формой диалога, нужно обсуждать все претензии.
"В противном случае это будет очень похоже на попытку пересмотра итогов Второй мировой войны. <…> Таких тенденций допустить, конечно же, нельзя", – заключил Юрий Почта.