Новейшая ливанская история полна трагических событий. Сирийские беженцы, коррупция, пандемия коронавируса и уничтожение порта окончательно развалили экономику.
Взрывы в Бейруте нанесли смертельный удар по экономике всего Ливана: полностью уничтожен порт, через который Ливан импортирует практически все необходимое, а также элеватор со стратегическим запасом зерна. Страна находится под угрозой голода.
В результате взрывов аммиачной селитры пострадала половина города: одни здания были полностью разрушены, где-то выбило стекла. 300 тысяч жителей Бейрута остались не только без жилья, но и без работы. Власти оценивают ущерб в 15 миллиардов долларов.
Прибывший в столицу президент Франции Эмманюэль Макрон назвал взрывы "метафорой нынешнего кризиса, который переживает Ливан" и заявил, что стране требуется "новый политический порядок". Корреспондент.net рассказывает подробности.
Высокий риск дестабилизации Ливана
Ливан сейчас и без того переживает тяжелые времена, связанные не только с пандемией коронавируса, но и с тяжелейшим экономическим кризисом. Даже до пандемии безработица среди молодежи достигала 40 процентов, в то время как система коммунальных услуг разрушалась.
Основное богатство в Ливане принадлежит местным банкам и лидерам этноконфессиональных общин, которые возглавляют политические партии. Последние рассматривают различные области экономики и государственные ведомства как сферы, предназначенные для личного обогащения, и Ливан является одной из самых коррумпированных стран мира.
Эта система действует почти 75 лет и даже пережила гражданскую войну (1975-1990 года), но в последнее время в Ливане все чаще задают вопросы о ее эффективности, так как страна оказалась заложницей в руках нескольких кланов, и от перестановки различных фигур во власти мало что меняется.
Когда кланы не могут найти компромисс друг с другом, страна может месяцами жить без правительства или без президента, а также без бюджета и решения повседневных вопросов. Кроме того, в Ливане состав населения давно поменялся: бывшие когда-то меньшинством шииты превратились в большинство.
Сейчас в соцсетях распространяются призывы к международному сообществу и гражданам Ливана отправлять деньги пострадавшим в обход правительственных институтов, чтобы деньги не осели в карманах коррупционеров.
Коррупция или Хезболла. Что "убило" Бейрут
Президент Франции Эмманюэль Макрон первым из иностранных лидеров прилетел в Бейрут после взрыва. В аэропорту он заявил о том, что сейчас появилась возможность "заложить основы для восстановлении Ливана на долгосрочную перспективу".
На улицах Бейрута Макрона окружила толпа местных, которые просили его о помощи и умоляли "не давать денег коррумпированному правительству". Кроме того, в соцсетях распространяется петиция о возвращении Ливана под протекторат Франции, которую подписали десятки тысячи человек.
В последние несколько лет Ливан столкнулся с рядом экономических и политических проблем. Постепенно росло влияние Хезболлы - шиитской военизированной группировки, поддерживаемой Тегераном. Это привело к охлаждению отношений с главным кредитором Ливана - Саудовской Аравией.
В 2016 году саудиты еще сильнее урезали финансовую помощь Ливану, после того как сразу шесть представителей Хезболлы получили министерские портфели. В итоге страна, в которой росли безработица и инфляция, осталась без кредитов стран Персидского залива.
При этом в Ливане осели более миллиона сирийских беженцев, который оказались неподъемной ношей для слабой ливанской экономики.
В конце 2018 года госдолг страны насчитывал 90 миллиардов долларов или более 150 процентов ВВП. Сейчас он достиг 170 процентов и МВФ прогнозирует увеличение долга до 183 процентов.
Чтобы улучшить ситуацию правительство ввело новые налоги и повысила старые, что привели к масштабным протестам в октябре 2019 года, которые не утихают по сей день.
В марте Ливан объявил дефолт, когда правительство отказалось выплачивать задолженность по евробондам. С тех пор нацвалюта потеряла 80 процентов своей стоимости, и эксперты говорят, что это не предел. Ситуация усугубилась пандемией, когда сотни людей потеряли работу. Каждый второй попал в категорию "бедный".
По некоторым оценкам экспертов, Ливану только на борьбу со старыми экономическими проблемами требуется около 93 миллиардов.
В Европе считают, что Ливан должен прежде всего договориться с МВФ, который требует от Бейрута реформ.
"Франция всегда будет на стороне Ливана, но для реализации ее намерений ливанские власти должны выполнить свою часть работы, помогите себе сами, чтобы мы могли помочь вам", - говорил глава французского МИД Жан-Ив Ле Дриан в конце июля, когда был в Бейруте с официальным визитом. Этот же месседж повторил Макрон 6 августа.
Рекордное падение. Экономический кризис в США
Министр иностранных дел Германии Хайко Мас, в свою очередь, заявил после взрыва, что ни одна страна не способна справиться с подобной катастрофой в одиночку и призвал обдумать на международном уровне способы дальнейшей помощи Ливану.
Он также предостерег от дестабилизации обстановки в Ливане. Кризис в ближневосточной стране недопустимо использовать для того, чтобы "распахнуть двери иностранному влиянию", заявил Мас. Катастрофические последствия взрывов в порту Бейрута несут "высокий риск" дальнейшей дестабилизации республики, отметил глава МИД ФРГ.
На данный момент Европейский союз готов выделить Ливану 33 миллиона евро помощи для ликвидации последствий взрыва.