В 2022 году регуляторы ожидают снижения инфляции и могут повысить свои ставки
Неприятным последствием постпандемической ситуации в экономике стал рост цен на многие виды сырьевых, а позднее и потребительских товаров. Подорожание товаров с разной страновой динамикой наблюдается во всем мире, и он далек до окончания. В чем причины этого и как решают проблемы инфляции – разбирался GMK Center.
Источник инфляции
Для поддержки своего населения и бизнеса во время пандемии многие страны предпринимали множество мер – от раздачи «вертолетных денег» населению до послаблений и прямых финансовых выплат бизнесу. Господдержка экономик развитых стран во время пандемии коронавируса обошлась в триллионы долларов и евро. Эти средства были в основном взяты не из неких «закромов», а напечатаны.
Такие действия априори не могут незаметно пройти для экономики и финансовых рынков. Цена вопроса – рост цен (инфляция) и ослабление доллара. Накачивание экономики деньгами существеннее всех из развитых стран ударило именно по США.
Уровень инфляции в разных странах в июне текущего года в годовом выражении был таким (в мае были достигнуты локальные максимумы за несколько лет):
США – 5,4%;
Великобритания – 2,5%;
Еврозона – 1,9%;
Китай – 1,1%.
Восстановление экономик после пандемии происходило настолько активно, что производители не успевали удовлетворять спрос, вследствие чего образовывался дефицит. Он и толкал вверх цены на сырье, что и привело к ожиданиям «сырьевого суперцикла» и промышленной инфляции.
Всемирный рост
Ответ производителей, чьи расходы на сырьевые товары значительно выросли, прост – «непредвиденные» затраты перекладываются на конечного потребителя. Таким образом производственная инфляция перетекает на потребительский рынок.
Эффект домино приводит к тому, что цены вырастут на все – от продуктов питания до недвижимости. Сначала рост цен захлестнул развивающиеся страны, но вскоре инфляция пришла и к тем, кто ее и породил своими мерами стимулирования экономики.
Уровень промышленной инфляции в таких странах как Китай и США сейчас составляет 9-10%. Впрочем, каждая страна реагирует на это по-своему. Китайские власти уже предпринимают усилия по влиянию на ценообразование на сырьевых рынках. После запуска мер по контролю цен на железную руду, настал черед свинины, кукурузы и пшеницы.
В свою очередь рост цен на сырье не оказывает существенного влияния на экономики развитых стран, у которых доля промышленности в ВВП подчас незначительна, как и доля стоимости сырья в конечной продукции. Кроме того, западные компании используют дешевые кредитные ресурсы и финансовую поддержку со стороны властей.
Жесткий ответ
Если власти развитых стран будут продолжать масштабную политику монетарного и фискального стимулирования, то инфляция будет оставаться высокой и станет преградой для экономического роста. Поэтому регуляторы стоят перед дилеммой – продолжать поддержку экономики или ужесточать монетарную политику посредством повышения учетных ставок.
Сейчас центробанки во всем мире готовятся к более жесткой монетарной политике. Ключевая из них – ставка ФРС, которая удерживается на уровне 0-0,25% с марта 2020 года. Аналитики ожидают ее повышения не раньше, чем через год. В случае продолжения высокой инфляции регулятор может быстрее скорректировать свою политику.
В любом случае уже в следующем году регуляторы ожидают снижения инфляции. Так, ФРС ожидает инфляцию в США в 2022 году на уровне 2,1%, ЕЦБ в еврозоне – 1,5%. Такие ожидания связаны с нивелированием фактора низкой сопоставимой базы середины 2020 года, когда потребление резко снизилось. Однако, также в ФРС говорят, что инфляция может оказаться более высокой и устойчивой, чем ожидается.
В Европейском центробанке (ЕЦБ) ожидают, ключевые ставки останутся на текущих уровнях или ниже до тех пор, пока инфляция не достигнет целевого уровня в 2%. Сейчас базовая процентная ставка по кредитам ЕЦБ находится на нулевом уровне, по депозитам – -0,5%.
Прогноз изменения потребительских цен на конец периода, %
Вместе с тем западные страны продолжат и поддержку своих экономик, в частности для достижения новых целей по снижению выбросов. Власти США планируют в ближайшие годы направить на развитие инфраструктуры $2,3 трлн, на борьбу с климатическими изменениями – $2 трлн. В свою очередь Евросоюз намерен выделить €790 млрд на декарбонизацию. Все это потребует увеличения в разы потребления ряда металлов (никель, медь, литий, алюминий, кобальт), и по ним, по крайней мере, будет сохраняться высокий уровень цен и влияния на промышленную инфляцию.
Родная инфляция
Инфляция – это «родная среда» для Нацбанка, который считает инфляционное таргетирование своей основной целью, а не поддержку экономического роста. Причем «фронт работ» для НБУ сейчас в стране очень большой, ведь под влиянием внутренних и внешних факторов инфляция в июне в годовом измерении составила 9,5%.
Динамика индексов цен в Украине в первом полугодии 2021 г. (к соответствующему месяцу 2020 года), %
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Индекс потребительских цен 6.1 7.5 8.5 8.4 9.5 9.5
Индекс цен производителей промпродукции в пределах Украины 11.2 21.2 20.1 21.8 25.4 30.9
Источник данных: Госстат
В годовом измерении компоненты инфляции с высоким немонетарным влиянием выросли на 11,8%, тогда как компоненты с преимущественно рыночным формированием цен – на 4,2% (то есть ниже 5% – таргета инфляции).
«Немонетарные факторы формируют около 90% нынешнего прироста инфляции. Такая тенденция прослеживается начиная с IV квартала 2020 года. Основные факторы немонетарной инфляции, действующие в течение последнего года – изменение тарифов на услуги ЖКХ, лаговые эффекты прошлогодней девальвации, волатильность мировых цен на нефть и продукты украинского экспорта, повышение акцизов, появление дополнительных эпидемиологических расходов и потери от карантина, а также фактор постепенного восстановления правительством минимальных социальных стандартов до обоснованного уровня», – поясняет глава Совета НБУ Богдан Данилишин.
Во второй половине июля Нацбанк ухудшил прогноз инфляции на 2021 год до 9,6% с 8%. В то же время регулятор ожидает осенью всплеск инфляции выше 10%, не исключая, что по итогам года показатель в действительности может составить 11%. Снижение инфляции до целевого уровня в 5% в НБУ прогнозируют ко второй половине следующего года.
В ответ на рост инфляции НБУ в июле повысил учетную ставку до 8% годовых с 7,5%. Регулятор ожидает дальнейшего повышения ставки до 8,5% в текущем году и снижение ее до 6,5% до конца 2022 года при возвращении инфляции к цели в 5%. В свою очередь Минэкономики ожидает рост инфляции в 2021 году на 8,8%.
Также для борьбы с инфляцией Нацбанк уже начал сворачивать антикризисные меры поддержки банков и экономики, в частности предельные сроки и суммы долгосрочного рефинансирования и др. При этом даже не все в руководстве НБУ полностью согласны с таким решением, ведь подавление инфляции монетарными инструментами создает негативные последствия для бизнеса.
«По моему мнению, учитывая сохранение кризисных признаков в развитии экономики целесообразно продолжение мер монетарного и фискального характера по поддержанию совокупного спроса и дальнейшие шаги по повышению эффективности функционирования кредитного канала монетарной трансмиссии. Жесткие параметры денежно-кредитной или макропруденциальной политик будут неэффективными в условиях стагнации внутреннего спроса и доминирования немонетарных факторов инфляции», – говорит Богдан Данилишин.
В определенной мере это мнение сбегается с оценками первого вице-премьера Алексея Любченко, который выступил за смягчение монетарной политики с акцентом на поддержку инфраструктурных проектов и удешевление кредитования приоритетных отраслей. Однако в текущих условиях Нацбанк с его жестокой монетарной политикой остается вне конкуренции, а заявления о смягчении денежно-кредитной политики пока относятся к сфере поводов для дискуссии в СМИ.