Летом 2017 украинцы получили возможность пересекать границу с Европейским союзом без виз, а только по биометрическим загранпаспортам. Чтобы «запустить» Безвизовые Украины пришлось выполнить ряд требований западных партнеров — 140, если быть точными. Однако теперь существуют риски утраты почетного статуса. Каковы опасности, выясняли журналисты информационного агентства EuroMedia 24.
Среди 140 условий были создание ряда антикоррупционных органов, обеспечение выполнения миграционного законодательства и усиления борьбы с организованной преступностью. Стоит отметить, что все эти требования были выполнены еще в 2015 году, однако из-за кризиса с беженцами предоставление безвиза затянулось на 2 года.
11 июня 2017 года — день, когда стало известно, что граждане Украины всё-таки получили возможность пересекать границы с европейскими странами без виз стал действительно историческим. Власти страны записали это событие в одну из крупнейших побед своей каденции, а около миллиона граждан воспользовались возможностями визовой либерализации.
Однако есть одна вещь, которая может свести на нет все 140 выполненных требований — процесс приостановления безвизового режима. Ограничить свободное пересечение границы западные партнеры могут, исходя из ежегодного отчета Европейской комиссии, которая проверяет соблюдение вышеуказанных требований. И, судя по нынешнему докладу Еврокомиссии, Украине есть о чем задуматься.
Новые «безвизовые»: Украина не худшая
Нынешний отчет Европейской комиссии пришелся на 19 декабря и кроме Украины в нем описывалась ситуация в других «безвизовых» странах, среди которых Грузия и Молдова.
В докладе комиссии рассматриваются не только соблюдение миграционного законодательства, но и следование европейским курсом: борьба с коррупцией, создание гражданского общества и открытость власти. Стоит отметить, что Украина в целом выполняет все требования ЕС и потому о прекращении безвизового режима в ближайшее время говорить рано.
Однако в стране есть ряд предпосылок для отмены безвиза в будущем. Впрочем, Украина такая не единственная. Определенные проблемы, которые могут стимулировать начало прекращения «безвизовых» есть во всех странах, по которым Еврокомиссия делала отчет, в частности в Молдове и Грузии.
Прежде всего, стоит говорить о количестве отказов гражданам новых «безвизовых» стран в пересечении границы. К примеру, грузин, которых «завернули» на пропускных пунктах за отчетный период — почти три тысячи. На момент первого отчета количество отказов едва превышала 800.
В Молдове, которая пользуется безвизом уже четыре года, количество отказов с каждым последующим годом постоянно увеличивается. Кроме количества отказов, страны, о которых идет речь, имеют еще одну проблему — стремительный рост количества граждан, которые хотят получить в Европейском союзе убежище, не имея на то оснований.
В дополнение ко всему, Молдова «сдала» еще и в вопросе демократии и борьбы с коррупцией и, хотя приостановление безвиза для этой страны так и не было запущено, Молдова получила ряд проблем в виде прекращения сотрудничества с ЕС в целом ряде программ.
Несмотря на отношение Европейского союза к пробелам в исполнении своих же условии, можно говорить, что безвизовому режиму Украины ничего не угрожает. Ситуация в середине нашей страны если не лучше, то точно не хуже, чем у соседей. Однако, есть одно «но». Украина слишком большая страна, имеет почти тысячу километров сухопутной границы с Европой и поэтому может случиться так, что «традиционный» подход в формате диалога в нашу страну применен не будет, а резкое ухудшение хотя бы одного из пунктов, по которым осуществляется мониторинг приведет к прекращению безвизового режима.
Борьба с коррупцией = безвизовый режим
В вопросе соблюдения миграционного законодательства к Украине претензий почти нет. К примеру, в 2017 году украинцы получили 33 000 отказов в пересечении границы — по сравнению с миллионами людей, которые возможностями либерального пересечения границы воспользовались — количество незначительное. Теоретически можно сделать поправку на то, что большинство из тех, кто получил отказ, раньше бы «отфильтровали» в консульствах.
Основная же проблема, за которую Украина, в отличие от Молдовы, поблажку может и не получить — борьба с коррупцией и развитие гражданского общества. Сейчас Еврокомиссия заявила, что страна так полностью и не выполнила рекомендаций после предыдущего отчета, что само собой уже «не есть хорошо».
Среди того, что беспокоит европейцев — до сих пор не отменено декларирование для общественных активистов. Напомним, их заставили заполнять финансовую отчетность наравне с чиновниками. Это комиссия называет не иначе, как местью тем, кто пытается бороться с коррупцией. Отмена деклараций для антикоррупционеров регулярно обсуждается в парламенте, но традиционно не находит необходимого количества голосов для отмены.
Еще европейцев беспокоят нападения на активистов: не только факт наличия проблемы, но и чрезвычайно неохотная реакция власти и медленные расследования, в частности, убийства Екатерины Гандзюк.
Однако больше всего замечаний украинская сторона получила относительно работы государственных антикоррупционных органов. Специализированную антикоррупционную прокуратуру в ЕС называют зависимой и требуют восстановить ее автономность.
Новоназначенных аудиторов Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) европейцы воспринимают как зависимые фигуры, а их назначение — политически мотивированным. Похоже, что замечания Еврокомиссии имеют определенное влияние на украинских чиновников: в день отчета комиссии по непонятным причинам написал заявление об увольнении аудитор НАБУ Павел Жебривский — его назначил президент, а активисты через суд требовали освободить аудитора.
Для Национального агентства по предотвращению коррупции Европа требует скорейшего создания системы автоматической проверки деклараций чиновников — предоставление автоматического доступа ко всем реестрам и базам данных.
В целом же все рекомендации содержат положения «как можно скорее», «немедленно» и тому подобное. Это свидетельствует о том, что Запад устает от повторения одних и тех же месседжей для украинских чиновников. В свою очередь, это говорит о серьезных последствиях и, возможно, очень скорых.
Однако, как отметил глава украинского МИД Павел Климкин, речь не идет об угрозах для безвизового режима, хотя требования партнеров так или иначе придется выполнять. Ведь ценой игнорирование рекомендаций Европы может стать не только визовая либерализация, но и политический диалог между Украиной и Западом в целом.