После того, как в Стамбуле приняли решение об отмене Константинопольской грамоты 1686 года, в Минске всё громче стали раздаваться голоса сторонников церковной самостийности. Дескать, Киевская метрополия до подчинения Московскому патриарху включала в себя территорию не только сегодняшней Украины, но и нынешней Белоруссии, а потому томос об автокефалии должен быть предоставлен не только Украинской, но и Белорусской церкви.
Сегодня на эту тему открыто высказываются представители самопровозглашённой Белорусской Автокефальной Православной Церкви (БАПЦ). Так, глава этой организации, «архиепископ» Святослав (Логин) в интервью «Радио Свобода» заявил: «Мы имеем все каноничные основания для того, чтобы церковь в Беларуси имела независимость и право объявлять автокефалию».
Змагары из Нью-Йорка
Местечковые националисты борются (змагаюцца) за церковную незалежнасць меньше ста лет (это, впрочем, не мешает им считать своим родоначальником Григория Цамблака — церковного деятеля XIV—XV вв. родом из Болгарии). Первое провозглашение белорусской автокефалии произошло в 1927 году, в разгар большевистской «белорусизации». Инициатором выступил бобруйский епископ Филарет, который позже раскаялся в своей раскольнической деятельности и вернулся в лоно Русской Православной Церкви. В уставе БАПЦ декларировались «безусловная лояльность» советской власти и «решительное осуждение» контрреволюции. Однако это не уберегло «автокефальную церковь» от репрессий 1930-х годов, в ходе которых она была полностью уничтожена.
Во второй раз автокефалию провозгласили в 1942 году. В оккупированном нацистами Минске прошёл т.н. «Всебелорусский церковный собор», на котором его участники приняли обращение к Константинопольскому Патриарху с просьбой «дать своё апостольское благословение на самостоятельную жизнь нашей Святой Православной Церкви Белорусской». Данное обращение было принято по инициативе нацистской администрации, о чём недвусмысленно говорилось в самом документе: «В 1941 году немецкая армия освободила Беларусь от большевиков и поляков, и актом Генерального Комиссара для Беларуси от 3 октября 1941 года жизнь Православной Церкви на Беларуси была легализована при условии её автокефального управления».
После войны белорусские иерархи открестились от провозглашённой ими под давлением нацистов автокефалии и, оказавшись в эмиграции, вошли в состав клира Русской Православной Церкви заграницей. Однако среди местечковых националистов, воевавших на стороне Гитлера, нашлось некоторое количество сторонников автокефалии, и летом 1948 года в немецком городе Констанце они в третий раз объявили о создании БАПЦ. Примечательно, что главой «белорусской церкви» был избран «епископ Украинской Автокефальной Православной Церкви» Сергий (Охотенко).
Нынешний лидер белорусских «автокефалов» также родом с Украины. Вячеслав Вячеславович Логин, называющий себя «архиепископом Святославом», родился в Чернигове, окончил Киевский политехнический институт, а затем — Киевскую духовную семинарию. Путь священника раскольнической церкви Логин начал в Канаде, продолжил — в США. С Белоруссией Вячеслав Вячеславович связан лишь на уровне предков, то есть весьма опосредованно.
Как и возглавляемая им организация. Все храмы БАПЦ находятся за пределами Белой Руси: в США, Канаде, Австралии и Великобритании. Центром белорусского раскольничества является Кафедральный собор Святого Кирилла Туровского в Нью-Йорке. С годами число прихожан БАПЦ стремительно сокращается, поскольку, во-первых, белорусские эмигранты ассимилируются, а во-вторых, «автокефальные иерархи» дискредитируют себя постоянными склоками и расколами.