- Господин Товмасян, на пресс-конференции перед выборами 20 июня Вы заявили о фальсификациях, связанных с избирательными списками. Каким образом ваша команда проводила расследование и о каких фальсификациях идет речь?
- Мы построчно сравнивали данные об избирателях, опубликованных на сайте police.am в разные даты (2018 г., 31 мая 2021 г., 13 июня 2021 г.2018 г. или 2021г.). Причины отсутствия информации о гражданах в списках от 31 мая обсуждаются с сотрудниками Паспортно-визовое Управления. Последние сообщили, что в некоторых случаях люди меняли свои личные данные, поэтому в разных списках они не идентифицируются. Для этого использовалась специальная технология, позволяющая оценить степень сходства, найти человека, даже если его имя, фамилия, отчество или дата рождения изменились, например, на один символ. Таковых нашли, но вне зависимости от того, действительно ли «схожие лица» - это один и тот же человек, их не так уж много - 10 000 из 200 000 человек. Вызывает беспокойство и то, что 10 000 человек могут сменить паспортные данные за 3 года, но это вопрос военной безопасности, это по существу не влияет на общее количество обращений. Благодаря списку добавленных индивидов владелец государственного ресурса может заполнить имена несуществующих людей.
Список добавленных лиц дает возможность тем, кто управляет государственными ресурсами заполнить имена несуществующих людей.
- Вы упомянули, что в избирательных списках дополнительно появились имена более 200 000 человек. Где эти люди были раньше, как они появились в списках?
- На этот вопрос может ответить только тот, кто составил списки, а реальную картину может прояснить только проверка данных.
- Власти осведомлены об упомянутых Вами проблемных моментах, и является ли это по Вашему мнению попыткой повлиять на результаты выборов?
- Эта прискорбная ситуация дает возможность совершить фальсификации на выборах, но будет ли предпринята реальная попытка или нет, можно будет узнать после выборов.
После выборов, согласно существующей практике, списки фактических избирателей распределяются между политическими силами, которые участвовали в выборах - партиями, блоками и т. д. Наши технологические возможности позволяют сравнить списки потенциальных и практических избирателей, и понять участвовали ли в голосовании лица с подозрительным статусом.
- Как получилось, что в одной квартире прописано более 100 человек, и сколько таких случаев зафиксировано?
- В более чем 2300 квартирах прописано более 8 человек - 92 избирателя, 42 избирателя, и так до 9. Общее количество избирателей в этих квартирах - более восьми человек, около 4300 человек. Этот феномен доказывает, что существует практика прописки человека по адресу, не имеющему к нему никакого отношения. Здесь более 411 000 квартир и более 371 000 домов. Прописав в каждом из них хотя бы одного человека, Вы можете добавить в избирательные списки десятки тысячи человек.
Результаты нашей проверки не могут стать основой для точного расчета, но они указывают на ненадежность списков. Реальную картину можно увидеть, только изучив основания для включения данных в список избирателей.
- Господин Товмасян, вопиющие факты в ваших руках. Что Вы планируете с ними делать?
– На данный момент проводятся глубокие, детальные проверки, всесторонний анализ. В дальнейшем мы oпубликуем обоснованную информацию, отражающую полную картину подозрительных случаев.
Напомним, Артак Товмасян созвал пресс-конференцию и представил проблемные моменты в избирательных списках, в частности:
1. В списках избирателей от 31 мая 2021 г. появилось более двухсот тысяч человек, которых не было в списках от 2018 года.
2. Согласно этому исследованию, если какой-то гражданин на выборах 2018 года был прописан по адресу ул. 1, дом 2 административного округа Малатия-Себастия, то в 2021 году было изменено только название административного округа, и этот же гражданин числился по адресу ул. 1, дом 2, Агаракская община. Именно таких случаев подозрительно много - около 14 тысяч.
3. В списках избирателей от 13 июня 2021 г. около четырех тысяч человек, которых не было в списках от 31 мая 2021 году.
4. В списках от 2018 есть квартиры (не здание или дом, а квартира), в которых прописано, например, 158, 102, 70 или 48 человек.
По данным от 13 июня 2021 г. изменились показатель плотности людей в одной квартире, а также адреса ранее густонаселенных квартир. Количество наиболее густонаселенных квартир стало 142, 92, 54, 42 или 25.