Разговоры о вмешательстве Кремля в американские выборы означают, что мы по-прежнему имеем значение!
Для россиян втягивание нашей страны в американскую президентскую кампанию выглядит очень странно.
Звучащие в адрес российского правительства обвинения в попытках вмешательства в американские выборы сильно озадачивают. Нам намного привычнее видеть, как Путин, подчиняющиеся ему чиновники и его пропагандистская машина обвиняют американцев во вмешательстве в наши дела. Так лично Путин заявлял, про Хиллари Клинтон, когда она была госсекретарем, что она виновна в массовых протестах против его переизбрания. Пропаганда так часто винит американское правительство во всех российских проблемах—от антиправительственных демонстраций и финансовых проблем до плохих дорог,— что это превратилось в предмет для бесчисленных шуток и интернет-мемов. Существует даже пародийный Твиттер Обамы, в котором американский президент — среди прочего — приказывает Госдепартаменту поднять цену билетов на московское метро на 70 рублей (это чуть больше доллара) и заморозить известное коррупционными скандалами и злоупотреблениями строительство футбольного стадиона. Когда точно такую же обвинительную риторику используют против России, это удивляет.
С другой стороны, честно говоря, мы даже немного польщены. Российское государственное телевидение смакует любые высказанные в адрес нашей страны обвинения со смесью негодования и гордости: ура, мы снова значимы! В целом для россиян характерно неоднозначное отношение к Западу. Тех, кто помнит советские времена, возмущают та роль, которую, по их мнению, США сыграли в падении СССР и неприглядное злорадство «победителей в холодной войне». Но дело не только в этом. Еще со времен Петра Великого нас тревожит вопрос о равенстве с Западом. Что вы о нас думаете? Относитесь ли вы к нам справедливо? Не отзываются ли западные журналисты о России с возмутительной предвзятостью? В этом смысле мы очень чувствительны.
За время работы в журналистике я посетил множество пресс-конференций западных звезд, на которых обязательно первым делом звучал вопрос: «Что вы думаете о России?» Так было даже в тех случаях, когда было вполне очевидно, что за два часа в ВИП-зале аэропорта, лимузине и гостинице звезда вряд ли могла сформировать мнение о состоянии нашей страны.
Кроме этого журналисты, рекламщики и блогеры часто выдумывают сенсационные фальшивые высказывания иностранных знаменитостей (от покойного Отто фон Бисмарка до нынешнего лидера Китая) о России. Иногда на грубые фальшивки попадаются даже серьезные информагентства. Скажем, информационное агентство «Интерфакс» недавно опубликовало полностью выдуманную цитату из Дональда Трампа, якобы назвавшего олимпийских функционеров, которые запретили российским паралимпийцам участвовать в Играх в Рио, «идиотами». Эти цитаты бывают не только хвалебными. Иногда они используются для подтверждения теорий антироссийского заговора (сейчас одна из самых популярных теорий этого рода — так называемый «план Даллеса», согласно которому США якобы внедряют в российское общество ложные ценности, подрывая тем самым его нравственность изнутри). Обе эти крайности проистекают из нашего коллективного чувства раненой гордости в сочетании с амбициями.
Российское отношение к внешнему миру — и к его масс-медиа — парадоксально. Мы кажемся погруженными в информационный вакуум и уязвимыми для правительственной пропаганды, однако иностранные СМИ никогда еще не были так популярны в России, как сейчас. Любые зарубежные статьи, в которых хотя бы мимоходом упоминаются Россия или Путин переводятся как мейнстримной прессой, так и специализированными сайтами с множеством читателей и комментаторов. Незамеченным не остается ни один зарубежный материал — сколь бы малозначительны ни были автор или издание.
Я это знаю, отчасти потому, что сам был к этому причастен. С 2012 года по 2014 год я редактировал сайт ИноСМИ.ру, посвященный переводу иностранных масс-медиа для российской аудитории. Основан он был десятилетием раньше патриотическим журналистом с откровенной целью показать, «какую наглую ложь предвзятая западная пресса распространяет о России». За годы вокруг сайта сложился небольшой, но исключительно преданный круг постоянных читателей. Сейчас ИноСМИ остается самым популярным — но далеко не единственным — сайтом переводов прессы в русском интернете, с более чем миллионом посещений в день.
Если заглянуть на ИноСМИ, можно заметить, что читателей очень интересуют выборы в США. Когда я это пишу, на главной странице сайта висит не меньше десятка переводов из таких изданий, как The Washington Post, The Guardian, The Nation и The National Interest. Внимание к американской президентской кампании отражается в комментариях, в которых идут оживленные обсуждения. Вопросы, которые задают там, часто можно услышать и вне интернета. Если Россия — слабеющая держава с расстроенной экономикой, — как часто утверждает западная пресса, — каким образом она может оказывать решающее влияние на предположительно сильнейшую в мире демократию? И если американская демократия настолько уязвима, что ей может угрожать шарлатан-популист вроде Трампа, почему в этом виноват Путин?
Россияне также внимательно следят за проступками Америки, выискивая моральный релятивизм. Если США это делают — чем бы «это» ни было, — значит и мы вправе это делать (или, по крайней мере, Америка не вправе нас за это критиковать). Хиллари Клинтон вместо того, чтобы отреагировать на утечку электронных писем, которая выставляет демократов не в лучшем свете, обвиняет Россию в попытках расколоть партию? Нам это знакомо. Кремль тоже любит называть протестующих пешками Вашингтона, чтобы только не реагировать на их жалобы. Из сверхдержав получаются отличные козлы отпущения.
В России многие недовольны тем, что наше правительство говорит об Америке и об ее намерениях, но нас также шокирует тот упрощенный и алармистский образ России, который создают ваши политики и СМИ. Будьте внимательнее, пожалуйста, — наше терпение небезгранично.