В фильме «Изгой-один» каждую мысль выжимают до тех пор, пока вы наконец не захотите лишь одного: мира в звездной войне.
Что бы не приводило к войнам в истории Вселенной — будь то мания величия императора, неутолимая жажда свободы, семейные распри правящих династий — в какой-то момент хочется лишь одного: чтобы вся эта история наконец закончилась. Что касается «Звездных войн», то это без сомнения самое длительное военное противостояние за всю историю существования «блокбастерского» кино определенно исчерпало себя.
Это явно заметно уже в самом начале фильма «Изгой-один», нового фронтового отчета из уже почти бесконечной хроники конфликта. Космический корабль приземляется на безлюдной пустынной планете, отряд солдат несет смерть и страдания, ребенка выдергивают из его мирной жизни, отрывают от родителей и в жестоких условиях вынуждают избрать судьбу воина — или в данном случае воительницы. Смотришь на это и думаешь: неужели опять.
Ведь это должно производить совершенно другой эффект, должно скорее напоминать то абсурдное чувство эйфории, с которым молодые ребята наверняка отправлялись на фронт сто лет назад. То чувство, когда бескрайний мир зовет, когда мальчишек спасают от мук спокойствия, когда их ждут судьба и боевые испытания и когда в Избранных еще дремлют те невероятные силы, обещающие молодым бойцам великие героические приключения.
Первая мысль: оставьте ребенка, наконец, в покое.
Так оно было с юным Люком Скайуокером на его пыльной планете Татуин с двумя бледными солнцами, эта история хорошо знакома миллионам кинолюбителей. То же самое уже произошло и одним поколением ранее, с его отцом Энакином, и, в конце концов, одним поколением позже, с талантливой собирательницей мусора Рей в песчаных дюнах планеты Джакку.
Но сколько раз можно повторять один и тот же штамп, пока он окончательно не наскучит и не станет циничным инструментом вербовки свежего пушечного мяса и молодых почитателей «Звездных войн» со всего мира? В киноленте «Изгой-один», во всяком случае, снова разыгрывают тот же сюжет, на этот раз с участием девочки по имени Джин Эрсо, и первая мысль при этом: оставьте ребенка, наконец, в покое.
Джин Эрсо к тому же не повезло, что ее история в бесконечном течении саги «Звездные войны» носит характер лишь своего рода примечания. Всеобъемлющая сюжетная линия военных действий — кровожадная Империя строит свою первую «Звезду смерти», добрые повстанцы уничтожают чудовищное оружие, Империя наносит ответный удар, затем, в свою очередь, повстанцы, Империя строит вторую «Звезду смерти», повстанцы снова ее уничтожают, Империя замышляет жестокую месть — история звучит крайне утомительно, и, что самое главное, уже давно рассказана где-то еще.
Концепция в целом довольно хлипкая
Что может привнести «Изгой-один»? Фильм отвечает на один специфический вопрос, который, на самом деле, еще никем не был задан: Как именно повстанцы похитили расчеты, благодаря которым давным-давно была разрушена первая «Звезда смерти»?
Фильм наводит на подозрение, что история развивается лишь по принципу «высасывания из пальца»
Теперь мы узнаем вот о чем: Джин Эрсо, во взрослом возрасте сыгранная актрисой Фелисити Джонс, была тем героем, кто успешно справился с этой миссией. Совместно с немногословным предводителем повстанцев, мятежным пилотом грузового судна, слепым воином кунг-фу, перепрограммированнным роботом Империи и еще несколькими единомышленниками. Проблема в том, что зрителям все эти персонажи абсолютно безразличны, включая саму героиню. Некоторые намеки на проявление личности обнаруживает разве что робот, но и он уступает своим знаменитым коллегам R2-D2 и C-3PO. Формально за все это отвечает режиссер Гарет Эдвардс, который до сих пор проявил себя главным образом в качестве укротителя гигантских ящеров («Монстры», «Годзилла»). Из-за многочисленных пересъемок и конфликтов в монтажном цеху доля его участия в конечной версии фильма не совсем ясна.Однако ясно то, от чего в целом страдает концепция. Все причастные не лишены ощущения, будто работают на своего рода второстепенной арене, в то время как основные события развиваются где-то в другом месте. В частности, сценарий производит такое впечатление, будто авторы неохотно заполняли остающиеся пустые места, словно раскрашивая картину по номерам.
И ведь зрителю на самом деле уже известно о том, что вся эта затея с захватом расчетов окажется успешной, иначе пришлось бы переписать всю историю «Звездных войн». Так, во время финальной битвы, когда штурмовики и боевые машины слишком уж эпично маршируют в тропических песках, атаки космических кораблей на дефлекторный щит слишком уж затянуты, а у главной героини возникает слишком много сложностей с тем, чтобы добраться до имперского хранилища данных, начинаешь невольно поглядывать на часы. Вы же все тут в курсе, что нужно делать — так давайте покончим с этим!
В общем, все происходит так, как и должно произойти, и, вероятно, это относится к основному замыслу киностудии Disney Studios, по которому предполагалось выкупить у Джорджа Лукаса его империю «Звездных войн» за четыре миллиарда долларов, а потом путем бесконечного раскручивания саги выручить как минимум вдвое большую сумму. В какой-то момент начинаешь верить в то, что замысел окажется удачным, поскольку первый фильм под эгидой Disney, «Пробуждение силы» режиссера Джей Джей Абрамса, в прошлом году неожиданным образом имел большой успех. И поскольку казалось, что у Кэтлин Кеннеди, которую Лукас избрал в качестве своей влиятельной последовательницы, все под контролем.
«Изгой-один» наводит на подозрение о том, что история развивается по принципу «высасывания из пальца», при котором из любой идеи в этой звездной войне выжимают все соки до тех пор, пока зритель не захочет лишь одного: вечного мира.